16.03.07 15:43
Интересуюсь у него: как пополняются коллекции местных любителей старины? Ведь до революции Челябинск был провинциальным городом, и раньше здесь, можно предположить, было мало редких вещей, а остались – так и вовсе считанные единицы…
«Действительно, в исторических хрониках Челябинск упоминался как маленький городок на пути из Троицка в Екатеринбург, - отвечает Архипов. - В коллекции, в основном, попадали вещи, сохранившиеся в Кусе, Каслях, Троицке, Златоусте. Сейчас раритеты попадают в наш город со всего мира. Я много путешествую. На Востоке меня привлекают Сирия, Турция, Ливан. На Западе – Германия, Бельгия, Франция, Англия. Недавно открыл для себя Америку».
Специально ли едет Архипов, чтобы купить определенную вещь? Нет, оказывается. Лучшие его приобретения чаще всего происходят экспромтом. Вещь, оказавшаяся в коллекции по случаю, радует душу антиквара вдвойне.
« Вот самовар московского мастера Хлебникова, - рассказывает антиквар. - О том, что он существует, узнал от своего друга в Дамаске, а купил его – в Лондоне. Думаю, что такой самовар в полном комплекте - со сливочником, сахарницей, щипчиками и так далее, - единственный в мире. На самоваре (серебро, эмаль) стоят два клейма, датированные 1894 и 1895-м годами. Передставьте себе: мастер трудился над своим «пузатым шедевром» целых два года».
Интересуюсь, какие антикварные вещи пользуются наибольшим спросом?
Архипов улыбается наивности моего вопроса: «Спросом пользуется все: мебель, оружие, иконы, монеты… Главное, чтобы вещи соответствовали высокому художественному уровню. Например, ценятся иконы хорошего письма, даже не очень старые».
Но ведь и подделки бывают?
«Ну, а как же… Это целая индустрия. В России, Турции, в Польше, Англии, да и в той же Америке, работают целые подпольные цеха. При современных технологиях воспроизвести раритетную вещь, что называется, один в один, а уж тем более, ее состарить – элементарное дело».
Но для того и существуют антиквары, которые должны отличить шедевр от подделки. Архипов убежден: антиквар просто обязан быть честным человеком. Он зависит от связей, а связи держатся на доверии. Потерял доверие – считай, потерял дело своей жизни.
«Кто занимается коллекционированием антикварных вещей?»- интересуюсь у него.
«Эти люди занимают различный социальный статус, но всех их объединяет одно – высокий интеллектуальный потенциал», - отвечает мне человек, посвятивший свою жизнь старинным и уникальным вещам.