В Кемерово – столице шахтерского Кузбасса, на высоком берегу Томи установлен грандиозный монумент. Он воздвигнут в 2003 году знаменитым скульптором Эрнстом Неизвестным в память о шахтерах. Тех, что нашли свое бессмертие под горными завалами в прошлом. Тем, кто гибнет сегодня. И тем, кто уйдет от нас, погребенный навеки под землей в будущем.
Простая статистика гласит, что каждый миллион тонн кузбасского угля обходится в одну человеческую жизнь. В лучшие годы добыча (шахтеры произносят этот термин с ударением на первый слог) достигает в Кемеровской области 150 млн тонн. Вдумайтесь – 150 ушедших от нас ежегодно!..
А на выезде из гостеприимного и автолюбопытного Кемерово нас провожают представители аж пяти автоклубов шахтерской столицы. Здесь и любители ретромобилей, и экстремалы-вседорожники и, разумеется, сибирские байкеры. В отличие от московских мотоциклистов, они отнюдь не презирают тех, кто движется на четырех колесах, а вполне терпимы и радуются нашей колонне, изображая импровизированный почетный эскорт.
10 августа экспедиция преодолела самый продолжительный с момента старта этап. Девять наших машин за 14 часов преодолели более 800 километров, разделяющих Новосибирск и Красноярск. Получается, что скорость нашего движения по трассе М-53 вроде бы невелика. Но мы отнюдь не едем со скоростью черепахи. Вычтите время на остановки для пресс-конференций, общения с читателями. Без этих моментов вся идея автопробега была бы просто удовлетворением собственных амбиций. Каждый же из участников экспедиции еще в Москве осознал, что с такими недостатками характера в наш поход лучше не соваться.
В Кемерово, прямо у поста ГАИ, открывающего дорогу на Красноярск, стоит небольшая часовенка. Над ней надпись – «Часовня Святого Николая». Как известно, святой Николай – покровитель России и всех путешественников. Мы, российские журналисты, прошедшие горячие точки войн и межнациональных конфликтов, считаем его и своим святым. Иными словами, у экспедиции серьезный помощник. Но, как говорят мусульмане: «На Аллаха надейся, а сам – не плошай!» Ведь на территории Красноярского края нас ждет первое испытание.
Дело в том, что июль и начало августа выдалось в этой части Западной Сибири на редкость дождливым. Как нам рассказывают в Красноярске, на сегодняшний день дожди переполнили резервуары над плотинами Саяно-Шушенской и Красноярской ГЭС. И ежедневно из водохранилищ вынуждены сбрасывать воду. Представьте себе ее объем, если сброс совершается часами в сутки, а за секунду с небывалой высоты плотин электростанций падает 6,5 млн кубометров. Эту новость мы слышим по радио на подъезде к Красноярску, где 11 августа пройдет традиционная пресс-конференция и встреча с нашими читателями. Но подсчитать в уме цифры – недосуг, а пользоваться калькулятором на скорости в 90 км/ч опасно. Ведь впервые мы идем более 200 километров в темноте. И над прямой - словно лента - дорогой светит полная луна, причудливо перекрытая грозовыми облаками. Картина Куинджи из «Третьяковки» - «Ночь над Днепром». Но где Днепр и «Третьяковка», и где – мы, экспедиция «Москва – Магадан»?!
Представители дорожной службы Минтранса России в Красноярском крае говорят о том, что на трассе этапа, который нам предстоит пройти 11 августа в направлении на Иркутск, 40 километров асфальта и щебня начисто смыты водной стихией. Что ж, настало время проверить наши вседорожники в настоящих боевых условиях. Да поможет нам Святой Николай, хранитель путешественников!
Ссылки по теме:
Автопробег «Дороги России»: позади 3700 километров
Как попасть в Магадан не по этапу
Добровольцы на внедорожниках отправились по этапам на Колыму