ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО
  
25
февраля
2021

Что для москвича троллейбус, то для питерца трамвай...

12.12.06 13:30

«Шел трамвай, девятый номер…»

Мало кто знает, что игривый стишок: "Шел трамвай 9-й номер, на площадке кто-то помер" - таит в себе историю стойкости и подвига жителей блокадного Ленинграда. 15 апреля 1942 года после трёхмесячного перерыва на маршруты осажденного Ленинграда вышли первые блокадные трамваи. Вагоновожатые тогда рисковали своей жизнью ради спасения истощенных петербуржцев, которым было трудно передвигаться по городу. Для многих в те голодные годы эти рейсы становились последними.

Сейчас мемориальный рейс в память о подвиге блокадных трамвайщиков стал традиционным. В 2006 году впервые основные события прошли в старейшем трамвайном парке Петербурга - Василеостровском, где в этом же году был создан музей городского электрического транспорта.

Трамвайный парк имени А. П. Леонова – старейший в Петербурге и в России. Расположен он на Среднем проспекте, что на Васильевском острове. Создан парк был в 1907 году, почти на 10 лет позже, чем в Европе. Опозданием этим он обязан традиционной русской бюрократии. Вначале трамвайным депо служили два ветхих барака, много позже были построены добротные кирпичные здания.

Рядом с полутрамваем-полуконкой можно увидеть его более современного собрата, выпущенного в 1969 году, а также его современника, пришедшего на смену устаревшей модели.

Трамваи из семейства «слонов» и «динозавров»

Старые трамвайные вагоны МС (1928-1930 гг.), полностью деревянные изнутри и обитые стальными листами снаружи, с брезентовыми поручнями, с вручную закрывающимися скрипучими дверями, хранят память о довоенном Петербурге. Колоритные таблички: «Дверь затворять», «Во время движения вагона не входить и не сходить», первая реклама «Главтрикотажа» и охотничьих хозяйств, сами рассказывают о том времени.

В конце сороковых годов, после Великой Отечественной войны, культура проезда в общественном транспорте достигла «совершенства». Вход в трамвай-«слон» (так в народе прозвали модель ЛМ-47) был строго через вторую (среднюю) дверь, выход - только через первую. Пассажиров с багажом пускали только через третью дверь, о чем красноречиво говорят надписи возле вагонных дверей. С 1949 по 1957 год  на смену старому доброму «слону» пришел «слон» облегченный: сиденья стали мягкими, двери раздвижными (как в метро), появились первые железные поручни, уже больше напоминающие современные. Новшеством стало и отопление в вагоне, а также форточки, о которых до войны пассажирам приходилось только мечтать.

Во времена правления Леонида Ильича Брежнева, в особо перегруженные дни, к усовершенствованным трамвайным вагонам эти устаревшие «слоны» цеплялись третьим вагоном, за что народ прозвал такие составы «динозаврами».

Современный Петербург сохранил исторические трамвайные линии, по многим из которых еще едут-дребезжат на стыках старые модели трамваев. Однако ритмы ХХI века не дают покоя строителям. В 2001 году председателем комитета по благоустройству и дорожному хозяйству города был Владимир Дедюхин, который заявил, что «трамваи оказывают разрушающее действие на близлежащие к трамвайным путям здания». Предполагалось отменить движение трамваев на 16-й, 17-й линии Васильевского острова, на улице Восстания и на некоторых других. Однако тогда жители города своими силами отстояли «родной трамвай».

Чиновникам Питера автомагистрали важнее, чем история

В 2005 году вновь был поднят вопрос о сносе трамвайных линий в исторической части города. Были ликвидированы трамваи на Hовгородской улице (район Большеохтинского моста). Чиновники аргументировали это тем, что улица закрывалась на капитальный ремонт. Кроме того, по словам нового председателя комитета по транспорту Александра Дацюк, «сохранение трамвайного движения на данном участке было экономически нецелесообразным».

Тогда же депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга Алексей Ковалев направил губернатору города запрос о планах по ликвидации трамвайного движения в ряде районов Петербурга.

Комментируя свои действия, Ковалев сказал: «В Петербурге трамвай является историческим видом транспорта. К сожалению, вместо того, чтобы заниматься модернизацией трамвайного движения, как это сделано в других городах мира, мы просто снимаем трамваи. Хотя, на самом деле, избавление от трамваев значительно улучшает пропускную способность автомагистралей».

Кстати, о примере в мировом масштабе. Старинный город Амстердам (в исторических документах он упоминается еще в 13-14 веках) в 70-х годах ХХ века тоже пережил «строительное» потрясение, когда градостроители, стремясь не отстать от веяний времени, надумали строить метро. Однако жители столицы Голландии тогда отстояли свой город, чуть было не разрушенный неуклюжим строительством. Сейчас в Амстердаме вновь начались работы по прокладке тоннелей метрополитена. На этот раз строители используют все современные технологии, пробираются под историческими зданиями по миллиметрам. В строительстве метро принимают участие археологи, ученые.

Петербург сам по себе - памятник архитектуры. Более того, большинство местных жителей не просто восхищаются любимым городом, но и пытаются сохранить его историю. Неотъемлемой частью этой истории является и такой, казалось бы, обычный вид транспорта, как трамвай.

Трамвайный парк имени А. П. Леонова на Васильевском острове закроется 17 января 2007 года. Судьба музея городского электротранспорта Санкт-Петербурга неизвестна. Вероятно, все его уникальные экспонаты отправятся на улицу, в "распоряжение" малолетних вандалов. Экспонаты, которые сохранились чудом и, в основном, благодаря волонтерам, оказались на поверку никому не нужны.








Новогодний подарок: Семьям с детьми до семи лет выплатят по пять тысяч рублей на ребенка
17.12.2020 22:35 Семьи с детьми к Новому году получат от государства еще по пять тысяч рублей на каждого ребенка до семи лет включительно. Это будет новогодним подарком детям от государства, сказал Владимир Путин в завершение большой пресс-конференции. Президент обратил внимание на то, что в ходе мероприятия его несколько раз спрашивали, планируется ли какая-то дополнительная поддержка семьям с детьми.

В театре «Школа современной пьесы» покажут «Заднюю часть слона»
02.02.2021 17:05 «Задняя часть слона» — иронический взгляд на современную жизнь с узнаваемыми реалиями, попытка в карикатурном виде представить «героев нашего времени»: бюрократов, взяточников и коррупционеров.

 Главные новости 
 Политика 
 Экономика 
 Безопасность 
 Криминал и право 
 Народные новости 
 Культура 
 Религия  
 Технологии 
 Спорт 
 Здоровье 
 За рубежом 
 Все новости 
Поиск Карта сайта Личный кабинет Наверх
Copyright © 2005-2021Информационное агентство «Агентство национальных новостей»
Учредитель: Автономная некоммерческая организация Институт экономических, правовых и социально-политических исследований
Адрес редакции: 119121, г. Москва, Смоленский б-р, д. 11/2
Свидетельство о регистрации СМИ: ИА№ФС 77 – 70168 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 21.06.2017 г.
Настоящий ресурс может содержать материалы 18+
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях.
При полном или частичном использовании материалов ссылка на annrus.ru обязательна.

Rambler's Top100