ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО
  
24
января
2021

И пойдут поезда от Якутска до Москвы


31.10.06 12:00

Отмечать юбилей с первостроителями Нерюнгри я начал еще в московском аэропорту «Внуково»: общая дата объединила меня с казахом Тлютаем Бирюкбаевым, бывшим начальником штаба ЦК ВЛКСМ в Нерюнгри, с грузином Гогой Чочишвили, бывшим бойцом отряда имени ХХVI съезда КПСС, и двумя украинцами – Иваном Соропудом и Виктором Хамышиным, тоже бывшими бойцами комсомольского строительного отряда. Мы не просто ехали на БАМ – мы возвращались в свою молодость, в то замечательное время, когда «звенела и дымилась, на берег рухнувши вода», по словам поэта иной поры.
В коротком промежутке между регистрацией билетов и посадкой разговор шел примерно такой: «А Васька где? Да ты что? А Витька кем стал? Ну молодец!»
Словно все мы были выпускниками одной школы. Хотя, если разобраться, мы и были одноклассниками, и школа у нас была одна – комсомол!

Потом, когда машина мчала нас уже по улицам Нерюнгри, Виктор Хамышин без устали вертел головой, пытаясь припомнить, где и что стояло двадцать пять лет назад, и несколько запоздало признавался: «Да, дома надо было покрасить в другой цвет!»

Мой приезд в Нерюнгри был на год раньше прибытия сводного комсомольского строительного отряда имени ХХVI съезда КПСС, костяк которого составили представители Грузии и Украины, и был связан с попыткой хоть как-то распутать узел проблем, который существовал на тот момент не только в Нерюнгри, на строящемся угольном разрезе, но и на берегу Тихого океана, в порту Восточном, где под уголь Якутии строился самый мощный тогда в стране морской терминал.

По БАМу в восьмидесятом году уже прошлого столетия мы путешествовали с тогдашним собкором «Комсомольской правды», а ныне главным редактором этой газеты Владимиром Сунгоркиным. Он первым начинал летопись БАМа на страницах «Комсомолки», пройдя всю магистраль от первого километра до последнего, и вместе со мной соединив маршрут нерюнгринского угля от Якутии до порта Восточного. Размах стройки, ее перспективы тогда впечатляли.

Помню, заместитель начальника Нерюнгринского угольного разреза, веселый человек Юрий Плотников, показывая нам с Владимиром перевороченные горы породы, говорил с оптимизмом: «Шахты нам ни к чему! Тут только черпай уголь и бери-вези. Толщина пласта такая, что японцы, впервые увидевшие его, не смогли удержать слез. Мол, нам бы ваше богатство».

Владимир Плотников и цифру нам назвал: проектная мощность угольного разреза – тринадцать миллионов тонн угля в год! Попробуйте найти в мире шахту такой производительности!
Но вот мы стоим в ожидании мощнейшего взрыва на краю уже нынешнего угольного разреза, напоминающего лунный пейзаж – с кратерами и вершинами гор, и нынешний начальник этого богатства поясняет: десять миллионов тонн коксующегося и энергетического угля в год – это не предел, были бы потребители! 220 тонн взваливают на себя богатыри-«Белазы»! А тогда мы уповали только на американские машины. Ничего, справились, спасибо братьям-белоруссам. И с иными проблемами тоже поладили.
Взрыв впечатлил даже бывалых бамовцев. Сначала долго и тревожно ревели сирены: всем работникам разреза предписывалось немедленно покинуть свои места. А затем  мы увидели, как вздыбилась вдруг земля, взметнулась вверх безмолвным огромным фонтаном – и лишь потом по ушам ударило эхо взрыва. Вот так разом, при помощи 60 тонн взрывчатки снимается слой породы за слоем, чтобы обнажить пласт угля. Владимир Русинов, зам. Главы администрации Нерюнгри только восхищенно воскликнул: «Почти тридцать лет на БАМе, а такой красоты не видел!»

А мы-то думали: БАМ умер, зря тратили свой энтузиазм и силы комсомольцы той далекой поры. Ан нет, выходит – не зря. Разрез живет пусть и иной, чем проектировалось, жизнью, но перспективы его вполне реальны и масштабны. А это значит главное – есть жизнь у города, который строили интернациональные молодежные отряды. И имена Ивана Сорокопуда, Виктора Хамышина, Тлютая Бирюкбаева, Виктора Бочарова, Владимира Русинова и многих других посланцев комсомола значат сегодня для столицы Южной Якутии не меньше, чем в годы их молодости.

Ну и что, что нет более роскошных усов – а ля Буба - у Гоги Чочишвили. Его узнавали и на улице, и в шумном фойе культурного центра Нерюнгри. Да и как не узнать этого веселого и горячего грузинского парня, если его портрет и в альбомах на черно-белых фото, и на слайдах на широком экране, и на стендах местного музея среди экспонатов…
Вечером, когда молодежь восьмидесятых собралась вместе на банкете, сначала своими байками и салом поразили публику украинцы, а потом лезгинкой вовлекли в круг лихие грузины…

Они давно уже породнились, создав здесь, на малом БАМе, как называли дорогу от Тынды до Беркакита, семьи, вырастив детей и продолжая растить внуков. А души их по-прежнему нараспашку, и сердца все также молоды.

Неожиданностью для меня было встретить среди этого праздничного водоворота узнаваемое «лицо БАМа» - Александра Бондаря, руководителя знаменитой бригады монтеров пути, Героя Социалистического Труда. Еще большей неожиданностью было узнать от него, что он продолжает строить … БАМ. Ну, не совсем БАМ, конечно, но железнодорожную магистраль – на север, в сторону Якутска, правда, уже в новом качестве – главного специалиста Якутского филиала «Инжтрансстроя». Именно Бондарь и раскрыл мне страшно «секретную тайну»: еще пару лет и Амур с Леной соединит железная дорога у столицы республики Саха – Якутска.
«И тогда все, - спросил я Сашу, простите, Александра Васильевича, - конец твоей строительной карьере?»

Он хитро прищурился, хохотнул, и с нарочитым акцентом вопросил: «Ты шо, не бачил разве: до Магадана дорогу строить будем?»
Бог ты мой: только ради этого стоило совершить авиабросок через все страну, в Якутию, чтобы здесь узнать о грандиозных замыслах железнодорожных строителей: проложить магистраль до берега Охотского моря, чтобы Магадан, наконец-то, перестал быть «островом» на материке, а его жители могли бы выбираться из города не только по воздуху или морю, но и по суше, как все цивилизованные люди.

А Володя Русинов, простите меня великодушно снова, Владимир Сергеевич Русинов, зам. главы администрации Нерюнгри, наш радушный хозяин, замахнулся в своих прожектах и далее – от Магадана до Чукотки. И искренне удивился, что я, представитель федерального СМИ, ничего про это не знаю. А вот не знаю! Как не знают про это и тысячи моих собратьев по перу (по Интернету ныне), просиживая штаны в столице. Кто нынче едет в Якутию, чтобы воспеть труд – и поверьте, тяжелейший труд – строителей железной дороги до Якутска? А ведь клянется Бондарь: выйдем на левый берег Лены, поставим там пассажирскую станцию! И побегут веселые вагоны прямым назначением на Москву.

А там и мост через Лену перекинут. Уже идут проработки проекта моста, ломают копья инженеры: вантовый или обычный, на опорах, он должен быть? Ведь нрав у Лены крутой, без компромиссов: наляжет многотонными глыбами льда по весне – и не устоят творения рук человеческих. Тут крепко подумать надо, прежде чем начать вбивать колышки на месте будущего сооружения.
Но вице-президент Якутии Александр Акимов, бывший комсомольский вожак республиканских комсомольцев времен БАМа, не сомневается в осуществимости проекта и секунды: построили же все вот это почти на пустом месте – построим и новую магистраль со станциями, пристанционными поселками, откроем путь к новым природным богатствам.

Красиво смотрится ныне Нерюнгри – уютный город с прямыми улицами, одна из которых носит имя и родной мне газеты «Комсомольской правды». Ну стоят еще деревянные двухэтажки, построенные четверть века назад. Но дерево-то какое – сибирской породы. И строили добротно, сносить жалко. Но и их заменят в будущем новые дома, как сменили уродливые балки в свое время вот эти добротные «деревяшки».

Мне верится в свершения всех этих грандиозных планов на востоке страны. И знаете почему? Потому что на встрече молодых поколений восьмидесятых и нынешнего звучали серьезные вопросы школьников и студентов: каким будет будущее у Нерюнгри, у Якутии в целом, что ожидает их буквально завтра?
Ответ был прост: вас ждут великие дела! Не менее великие, чем у тех, кто собрался в Нерюнгри в этот день на праздник своей молодости.








Новогодний подарок: Семьям с детьми до семи лет выплатят по пять тысяч рублей на ребенка
17.12.2020 22:35 Семьи с детьми к Новому году получат от государства еще по пять тысяч рублей на каждого ребенка до семи лет включительно. Это будет новогодним подарком детям от государства, сказал Владимир Путин в завершение большой пресс-конференции. Президент обратил внимание на то, что в ходе мероприятия его несколько раз спрашивали, планируется ли какая-то дополнительная поддержка семьям с детьми.

«Неадекватные люди 2» отправились в кинотеатры
19.12.2020 16:23 В кинотеатре «Каро 11 Октябрь» состоялась премьера одного из самых ожидаемых фильмов зимы, сиквела культовой комедии Романа Каримова «Неадекватные люди 2». 10 лет назад первая лента получила 5 призов кинофестиваля «Окно в Европу» в Выборге и затем завоевала любовь не только критиков, но и зрителей. По оценкам пользователей КиноПоиска «Неадекватные люди» являются одной из самых рейтинговых российских комедий последнего десятилетия.

 Главные новости 
 Политика 
 Экономика 
 Безопасность 
 Криминал и право 
 Народные новости 
 Культура 
 Религия  
 Технологии 
 Спорт 
 Здоровье 
 За рубежом 
 Все новости 
Поиск Карта сайта Личный кабинет Наверх
Copyright © 2005-2021Информационное агентство «Агентство национальных новостей»
Учредитель: Автономная некоммерческая организация Институт экономических, правовых и социально-политических исследований
Адрес редакции: 119121, г. Москва, Смоленский б-р, д. 11/2
Свидетельство о регистрации СМИ: ИА№ФС 77 – 70168 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 21.06.2017 г.
Настоящий ресурс может содержать материалы 18+
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях.
При полном или частичном использовании материалов ссылка на annrus.ru обязательна.

Rambler's Top100