25.01.21 15:31
В театре «Школа современной пьесы» прошла премьера спектакля «Толстого. Нет». Поставил ее на сцене «Эрмитаж» режиссер Александр Созонов по пьесе Ольги Погодиной-Кузьминой. Главная героиня спектакля – Софья Андреевна Толстая, с которой великий писатель прожил почти 50 лет. Она родила от него 13 детей, была для них прекрасной матерью, а для самого писателя - заботливой и нежной супругой. Но в конце жизни в семье вместо идиллии – разлад, ссоры, конфликты.
Спектакль построен на подлинных документах, свидетельствах современников, мемуарах, дневников, документов, писем, собранных Ольгой Погодиной-Кузьминой. В роли Софьи Андреевны – народная артистка России Ирина Алферова. Действие спектакля происходит в усадьбе «Ясная поляна» в 1910 году. Великому писателю остается жить всего несколько месяцев. Семья предчувствует грядущую трагедию. И потому вся семья собралась вместе. Незадолго до этого , практически все кардинально изменилось в размеренной жизни семейства. Та самая, настоящая драма, случившая в этом имении, и легла в основу сюжета. Детали, коллизии, нюансы отношений между мужем и женой, матерью и детьми, братьями и сестрой строятся на неоднозначных подробностях. И мы имеем возможность оценить, из «какого сора» нередко появляются великие литературные творения. Режиссер Александр Созонов пришел с театр с пьесой, справедливо рассчитывая, что главную роль будет играть Ирина Алферова. И с ним в театре согласились. Теперь именно вокруг Алферовой, как главной героини спектакля, разворачиваются действия, происходят коллизии в отношениях героев .
Художник Лилия Хисматуллина вместе с режиссером не только использовали особенности интерьеров зала «Эрмитаж», но и превратил его в полноправного участника драмы. Позолоченные стены, украшенные лепниной и зеркалами, то светятся волшебным светом, то покрываются плесенью, то охватываются пламенем пожара. Нестандартное решение пространства позволяет зрителям ощутить себя в центре событий - в жизни несчастливой семьи. И сразу вспоминаются слова Толстого о том, что каждая семья несчастлива по - своему. Сам Толстой в спектакле появляется лишь в виде портрета, звуков шагов, покашливаний, граммофонной записи голоса. Но, тем не менее, все действие, все разговоры, все драмы происходят вокруг Льва Николаевича.
В конце театрального действа дети писателя (Валерия Ланская/Татьяна Циренина, Иван Мамонов, Павел Дроздов) огораживают мебель канатными музейными столбиками и выставляют таблички-этикетки рядом. Огораживают, наряду со стулом, столом и шкафом, и жену писателя – словно бы памятник той, которая с 18 до 66 лет отдавал всю себя служению Толстого, не знала ни одного мужчину кроме, а в конце жизни оказалась лишена наследства...
Покрытые сусальным золотом стены то светятся, то охватываются пламенем пожара, то покрываются каплями дождя...
Это кипят страсти в семье Толстых. Но, надо отдать должное, режиссер рассказывает о них с большой долей иронии и находчивости. Остановившиеся в момент смерти писателя часы в Астапово здесь соседствуют с разговором про электронные сигареты, а старинные романсы почти с рэпом редактора Черткова, роль которого исполняет Николай Голубев.
Андрей Князев.
Фото предоставлено пресс–службой театра.