ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО
  
17
апреля
2024

Для мусульман наступил благочестивый месяц - Рамадан


28.09.06 13:50

Всего того, что перед Богом человек обязуется не совершать или избегать, конкретно не перечисляется. Но все запретное, не одобряемое и не рекомендуемое в пост, известно каждому мусульманину с детства.

Поэтому обет – не более одного предложения - «произносится» мысленно или вполголоса. Только очень веская причина, например, резкое ухудшение состояния здоровья, может заставить человека сознательно нарушить обет. То, что сделано им по забывчивости, непреднамеренно, уразу не нарушает.
В былые времена власть, объявив религию «опиумом для народа», всячески боролась с теми, кто следовал вере. В Чечне эта борьба часто принимала отвратительные формы. В школах, например, заставляли учащихся нарушать пост, соблазняя конфетами, фруктами. Взрослых, уличенных в следовании исламу, исключали из партии, увольняли с работы. Жестко пресекались попытки разъяснить суть поста. Но репрессивные меры только усиливали влияние ислама. Чем больше государство преследовало его приверженцев, тем сильнее было противодействие верующей части населения.

- В Рамадан у советской торговли всегда были проблемы, - рассказывает мне старейший работник этой системы. - Почти до нуля падала продажа алкоголя, табака, переставала приносить доходы система общественного питания. Планы розничного товарооборота не выполнялись. Руководители торговых предприятий нередко шли на ухищрения. Бывало и так, что из своего кармана вносили деньги в кассу, якобы за проданные алкогольные напитки. Потом, в течение двух-трех месяцев, восстанавливали эти суммы: продадут, например, тысячу бутылок водки, а показывают только половину.

В нынешней Чечне в Рамадан сложно найти работающие предприятия торговли, особенно те, что торгуют алкоголем. В течение всего месяца остаются закрытыми большинство кафе, ресторанов…

- Не имеет смысла даже открывать двери: ни одного клиента все равно не удастся заманить или зазвать, - говорит владелец известного в самом центре Урус - Мартана кафе Канташ Барзаев. - На работе в Рамадан я да сторож остаемся. Повара, официантки - все берут отпуск.

В другой части города, в специализированном частном магазине, тоже ни одного покупателя.
- У нас разнообразная вино - водочная продукция, но она никого не интересует. Думала, хоть безалкогольное пиво кто-то купит. Нет, ни одной банки за целый день! - не жалуется, а просто констатирует продавщица. - Надо закрываться. Ничего другого не остается.

И это при том, что в республике в принудительном порядке не закрыто ни одно торговое учреждение. Лучше любых запретительных мер действует сам уровень общественного мнения или даже сознания. Человек может не держать уразу, он, может быть, никогда не совершал намаза, но в Рамадан он, если «вменяемый», не закурит в людном месте, не выпьет, не примет пищу…

Он будет вести себя так, будто и сам держит уразу. Не из страха или боязни наказания, осуждения, а из уважения к вере и верующим. Из сознания того, что неподобающее в Рамадан поведение, не являясь вызовом кому-то или чему-то конкретному, делает его в глазах других людей человеком во многом неполноценным с точки зрения морали, нравственности.

Эти внутренние «тормоза» не позволяют ему делать то, что он не должен делать в общественных местах, на работе, в кругу семьи и друзей. Честно говоря, я не встречал среди чеченцев тех, кто бы тяготился этим. Все впитано чуть ли не с молоком матери. Потому и соблюдение норм поведения, приличествующего священному Рамадану, доставляет каждому не больше «хлопот», чем необходимость дышать, чтобы жить.

Я знаю офицера российской армии, который находится в Чечне далеко в не первый раз. В прошлом году день его рождения как раз пришелся на Рамадан, и он, не дожидаясь каких-то слов или предложений с моей стороны, сказал: «Сегодня не может быть никаких поздравлений! Ураза закончится – будут и разговор, и шашлыки».

Сказать, что стал больше уважать, ценить, доверять, прислушиваться к этому человеку, - то же самое, что не суметь, представляясь, выговорить часть своего имени. Безусловно, я отвечу уважением ко всему, что дорого и свято для него.

Вот так, участием каждого и всех формируется своеобразная «аура» священного для мусульман месяца.

Я – заядлый курильщик с тридцатилетним стажем. Истребляю в день не менее трех пачек сигарет. Десятки раз зарекался не курить, но через час-другой жадно брал сигарету в зубы, и, не в силах насладиться, выкуривал несколько штук подряд.
Удивительно, но в Рамадан, как это ни странно прозвучит, пристрастие к куреву приглушается: после произнесения формулы обета табак как бы перестает для меня существовать. Вспоминаю о нем примерно за час до окончания поста, и именно предвкушение того, что наконец-то можно будет закурить, растягивает этот час дольше века. Через три-четыре дня поста приходит сознание того, что курить-то, в принципе, не обязательно, есть только привычка держать сигарету в зубах или между пальцами.

Кто-то говорит, что в первые два-три дня сложнее всего обходиться без обеда или воды. Но позднее «симптомы» голода или жажды уходят. В Исламе отношение к обжорству однозначно негативное. Больше того, за каким бы изобильным столом человек не находился, рекомендуется занимать едой не больше одной трети желудка, вторую треть отвести под воду, жидкость, а третью – оставить свободной для дыхания.

Ежегодный пост должен дать как бы отдых всему организму. Считается, что, находясь в таком «отпуску», организм сам освобождается от всего ненужного, что в нем накопилось в течение года. Это – не совсем то, что сегодня понимается под диетой или голоданием, ибо в пост как ранний «завтрак», так и поздний «обед» мусульманина включает в себя наиболее высококалорийную пищу.

Чеченцы, в частности, возвращают на свой стол прадедовские блюда из кукурузной муки, жирных сортов мяса, других «энергонасыщенных» продуктов, которые способны поддерживать организм в течение всего дня.

Есть достаточно много тучных людей, которые ждут наступления Рамадана как манны небесной. Умудряясь за «завтраком» и «обедом» употребить тот же «объем» пищи, что и всегда, они, тем не менее, сбрасывают не один килограмм веса.

Мой сын, который свой первый пост держал в семь лет, теперь, девять лет спустя, вовсе не мыслит себя без тридцати дней уразы. С годами «стерлось» постоянное желание сделать глоток-другой воды. Теперь он о ней в течение дня и не вспоминает вовсе. Только разговляется водой.

-Конечно, есть люди с хроническими болезнями, при которых поститься нельзя. Ислам обязывает каждого человека бережно относиться к своему здоровью, поэтому даже старики слушаются нас, врачей, - рассказывает сельский фельдшер Зулай Бакаева. - Бывает, правда, что кто-то из таких больных в тайне от близких, от врачей, пытается держать уразу. Если становится плохо, прерывает. А потом мне же рассказывает, как он попробовал тайком от всех поститься, да вот здоровье не позволило.

Руслан Зубайраев, директор школы, не припомнит ни одного случая, чтобы за двадцать лет его работы с детьми кто-то из них в Рамадан упал в обморок или кому-то понадобилась помощь врача.

-Учащимся младших классов их же родители не разрешают держать пост, - говорит он. - Исключения бывают, но мы всегда вовремя узнаем об этом. С детьми постарше работа строится иначе. Мы практически всегда знаем, кто из учащихся держит пост, и эти дети в поле зрения учителя. С другой стороны, в это время у нас и проблем меньше: детям передается свойственная Рамадану всеобщая умиротворенность, негромкость, что ли.

Пост – один из пяти столпов Ислама. Знать и следовать каждой из этих пяти «опор» и одновременно всем вместе – значит, оставаться в Исламе, быть мусульманином.
Пост, в силу необходимости ограничить себя в чем-то, на первый взгляд, кажется почти невыполнимым требованием к человеку. Однако, вникнув в его суть, выполняя его не «по необходимости»», а по велению сердца и разума, человек с удивлением обнаруживает, как легко и просто все это ему дается. Ощущение некоего внутреннего обновления, очищения не отпускает его в течение всего Рамадана.

-От необходимости соблюдать пост, - разъясняет имам сельской мечети Зайнди Хасаев, - освобождаются больные, кормящие и беременные женщины – вообще все те, здоровью которых пост может принести вред. Но и им, как и всем мусульманам, рекомендуется не предаваться излишествам, проводить время в благочестивых размышлениях, в чтении Корана, раздавать милостыню. Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: «Пост – это не только воздержание от еды и питья, но и от пустословия и скверны. И если кто-то станет тебя поносить или проявить свое пренебрежение (к твоему посту), то скажи ему: «Я в посте, я в посте».

В Рамадан «врата Рая открываются, врата Ада закрываются», «один день поста отдаляет от Ада на семьдесят лет пути» - этим и другим изречениям из Корана, словам и действия пророка Муххамада мусульмане верят свято.

Дневной пост заканчивается вечером, когда в небе появляется первая звезда или становится невозможным отличить белую нить от черной. С этих минут снимаются все ограничения на прием пищи, воды, половую близость... Разговляться рекомендуется финиками, но они есть не в каждом доме, поэтому сначала делают несколько глотков воды.

Считается, что вознаграждение, как и за сам пост, ждет и того, кто накормит постившегося. Поэтому сколько-нибудь состоятельный человек старается пригласить к себе домой на вечернее разговление как можно больше гостей. Обычно соседи ходят друг к другу в гости, как бы по кругу. В это же время – коллективно - совершается как очередная, так и дополнительная молитва, рекомендованная в месяц поста.

Рамадан – девятый месяц лунного календаря. Он короче Григорианского на 11 дней, поэтому пост в каждом году наступает на это количество дней раньше, чем в году предыдущем. Конец месяца Рамадан определяется по появлению в небе молодой луны. Следующий день – праздничный. В каждом доме накрываются столы, мусульмане поздравляют друг друга. Для детворы Рамадан – это праздник праздников: дети получают в подарок разнообразные сладости, их ждут и радушно встречают в каждом доме. Взрослым рекомендуется побывать на могилах умерших близких и родных. К Рамадану применимо, по большому счету, только одно определение – благочестивый месяц.








В День России на Красной площади состоялся праздничный концерт
22.06.2023 15:00 На Красной площади с большим успехом прошли праздничные мероприятия, посвященные Дню России. В концерте  приняли участие самые яркие звёзды отечественной эстрады - Сергей Безруков и группа «Любэ», Лариса Долина и Леонид Агутин, Полина Гагарина и Дима Билан, Александр Розенбаум и Григорий Лепс, Николай Басков и Сергей Лазарев. Прозвучали самые разные песни – от прошедшей испытание временем задушевной русской народной до современных популярнейших хитов отечественной эстрады.

Анастасия Лясканова выступит в сопровождении оркестра русских народных инструментов им. Н.Н. Некрасова
27.03.2024 15:21 В программе в исполнении солистки прозвучат русские народные песни, а также темпераментная танцевальная музыка – от плясовой и кадрили до фокстрота и румбы.

 Главные новости 
 Политика 
 Экономика 
 Безопасность 
 Криминал и право 
 Народные новости 
 Культура 
 Религия  
 Технологии 
 Спорт 
 Здоровье 
 За рубежом 
 Все новости 
Поиск Карта сайта Личный кабинет Наверх
Copyright © 2005-2024Информационное агентство «Агентство национальных новостей»
Учредитель: Автономная некоммерческая организация Институт экономических, правовых и социально-политических исследований
Адрес редакции: 119121, г. Москва, Смоленский б-р, д. 11/2
Свидетельство о регистрации СМИ: ИА№ФС 77 – 70168 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 21.06.2017 г.
Настоящий ресурс может содержать материалы 18+
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях.
При полном или частичном использовании материалов ссылка на annrus.ru обязательна.

Rambler's Top100