ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО
  
28
марта
2024

Никита Михалков: Фестиваль - это просмотр того, что трудно увидеть


21.04.18 11:10

Президент ММКФ Никита Сергеевич Михалков открыл  вступительной речью брифинг, посвященной началу работы 40-го Московского международного кинофестиваля.

«Начну с того, о чем вы наверняка уже знаете. Однако повторюсь. Возникла проблема, что фестиваль будет погублен, если мы не предпримем никаких мер. Поскольку в июне вся страна будет заниматься чемпионатом мира по футболу. И мы, в связи с этим, приняли решение провести фестиваль в апреле, -пояснил Миалков. - На фестивале, что приятно, будет очень много мировых премьер, к тому же мы не только сохраняем, но и увеличиваем число программ. Они будут разные, скандальные, шумные и это хорошо.  Мы добились того, чтобы не требовались прокатные удостоверения для картин, которые участвуют на фестивале. Теперь у фестиваля другой смысл, нежели у проката. Происходит в это время обмен кинематографический, обмен зрительский, это, мне кажется -  здоровое дело. Еще вот, что я думаю: время матриархата - не за горами, потому что появляется все больше картин высокого профессионального класса, снятые женщинами. И это может послужить толчком, чтобы посмотреть на какие-то проблемы, которые совершенно не знакомы мужчинам.
У нас 204 картины из 60 стран в плане, 212 – по факту. То есть на 8 картин больше. Жюри готовилось смотреть 12 картин, но деваться им некуда, будут смотреть 16".
  
Вопрос из зала: - Каждая картина – это история человека, замешанная на взаимодействии с внешним миром. На Ваш взгляд, какова важность фильмов, рассказывающих о внутренних переживаниях человека. Фильмов духовного содержания. Есть ли на фестивале такие?
-   Я бы не политизировал и не идеологизировал этот вопрос. Потому что есть картина хорошая, есть картина нехорошая. Картина на духовную, религиозную тему, сделанная плохо, то лучше ее вообще не видеть. Смотрели ли вы картину Маджида Маджиди про Пророка. Режиссер сделал картину совершенно грандиозную. Но в некоторых  странах востока она была запрещена. Так что это было делом рискованным.
Есть нюансы: Пророка нельзя показывать. Но там и не было его лица ни разу (фильм был в прошлом году на нашем показе).  Получилась такая мощная картина, сделанная с большой верой и любовью, которая в результате разрушает все догмы и протесты внутренние, возникающие из-за общих ситуации в исламском мире. Эту картину нужно показывать в России, потому что здесь много конфессий соединяются в одном месте. Она открывает глаза несведущим людям. Режиссер раскрыл глаза на Пророка, который является символом для всего Исламского мира. Такая картина –  украшение любого фестиваля. А в Саудовской Аравии, по-моему, эту картину не показывают. Хотя такое кино имеет право на существование.

- Как отражается ситуация, которая возникла вокруг нашей страны на фестивале?
-  Она не может не отразиться на гостях, которые боятся ехать. Мои близкие товарищи, высочайшего класса кинематографисты, объясняют: «Ты понимаешь, я начинаю работать и мой приезд к вам, может отразиться на моей профессии, карьере, жизни». Это всегда была нашей прерогативой в Советском союзе, когда это ставилось во главу угла. И когда «Восемь с половиной» получило Гран-при на Московском фестивале,  Чухрая «достали» в ЦК. После этого все фестивали получали только советские картины.
Конечно, условия сложные, но мы не почувствовали с точки зрения программ и касаемо специалистов, которые ездили по отборам, по всему миру отторжения… Какого-то давления: мол, вам не дадим, потому что вы – русские, этого не было. Потому что мир кино удерживает какие-то приличия в коммуникациях. Но, безусловно, нам приходится быть более мобилизованными, собранными, чтобы удержать фестиваль.
Если говорить про такие картины, как «Движение вверх», «Тренер». «Легенда номер 17». Кассовые картины… То тут мы идем по – другому пути.
Все-таки фестиваль  - это просмотр того, что трудно увидеть. Можно представить, что мы ставим «Движение вверх» в конкурсную программу, и наверное, в силу того, что она имеет особый эмоциональный заряд, тем самым можно считать, что она дошла до зрителя. Поэтому, для фестиваля ведется отбор некассовых фильмов. Это возможность обмениваться мнениями. Быть в курсе того, что происходит в мире.
Согласитесь, что все программы наши, уже в течение нескольких лет, дают, вне зависимости от качества картины, представление и о том, что происходит в кинематографе. Какие тенденции, что нового. В пластике, в языке кино. Что волнует людей… Фестиваль должен открывать что-то, а не пользовать, что уже открыто.  

Из зала: - Этот фестиваль юбилейный. Вы уже много лет президент фестиваля, что вы вспоминаете, в чем сравниваете этот фестиваль с предыдущими?
- Я вспоминаю былое с ощущением юношеского щенячьего азарта, что после одиннадцати ночи, можно что-то выпить. Когда приезжали звезды, когда стояли километровые очереди. Софи Лорен. Пресс-бар. Это давало ощущение невероятного полета. И вообще, если вы помните, фестиваль шел через год. И время мерялось тем, «когда был фестиваль», и «когда фестиваля не было». Люди аукались фестивалем. Тогда был тот актер, в этом году – другой в таком-то году… Если говорить о последних фестивалях, вот уже пятнадцати с лишним лет. Он может быть стал прозаичным. Более рутинным. Но он перестал находиться все время на грани срыва. На грани истерики. На грани того, что может что-то не получиться…
Первые годы все проходило в «ручном управлении». Команда обучалась. Сегодняшняя команда очень профессиональна. Можно осуждать отборщиков за те или иные фильмы, но то, что это уже механизм, который налажен, который имеет свои традиции, привычки. Умения. Это, на мой взгляд. Замечательно. В том числе мой «шкурный» интерес в том, что сейчас я могу посмотреть фильмы на Открытии и Закрытии, а раньше нет. То не прилетел самолет, то машины нет… То точку перепутали, не туда привезли… В этом году я буду смотреть по одной - две, а то и по три картины в день. Самое главное, для меня в этом фестивале, что он набрал ту мощь, ту  энергию, ту мышцу… Которая позволяет ему заниматься организацией проведения фестиваля качественно. Без включения туда лишних сил. Это один из фестивалей, который работает. Все-таки один из старейших.

Из зала: - Сегодня другие технологии, кино снимается на другие носители, новыми способами… Что вы думаете об этом?
- У нас будет даже программа фильмов снятая на айфон. Но вы понимаете, тут палка о двух концах. В 90-е годы, если есть деньги и ты запускаешь картину, ты можешь быть не таким уж и великим режиссером и тебе ничего за это не надо – кроме наличия денег. «Мотор!» «Стоп. Снято!» Это такой самообман, который привел к очень серьезному падению профессии – режиссер. Вообще в кино.
Я занимаюсь с моими ребятами в Академии, и мы их обучаем возможности защититься при плохой режиссуре, когда режиссер не может помочь. Сериалы породили огромное количество людей, и актеров и постановщиков, которые не имеют ни времени, ни желания заниматься профессией. Они гонят метраж. Они гонят сериал. И идет огромная девальвация обеих профессий. Хватит пальцев на одной руке, чтобы пересчитать сериалы, которые действительно становятся произведением искусства. Представляя собой – профессиональное явление. В котором есть все: энергия и страсть. И интерес. И интрига… Сегодня  можно взять айфон и снимать. И вроде бы получается сразу кино. Все движется, панорама, видим небо. Кто-то разговаривает. Мы как бы, симулируем произведение. Симулируем результат. Потом это выкладывается в интернете… Бывают смешные вещи и даже талантливые. Курьезные. Все это возможность общения с миром, как бы являясь изображением из кино… Но приводит это к тому, что собственно и не важно, как ты снимаешь, и понимаешь ли ты, что такое панорама. Понимаешь ли ты, что такое внутрикадровый монтаж. Понимаешь ли ты, что такое киноязык. Понимаешь ли ты, что такое пластика? Понимаешь ли ты, что движение камеры – это музыка. И так как это вымывается, то в принципе невероятно падает уровень еще и от того, что нечто как бы непрофессиональное, вдруг превращается, (в кавычках), в новое слово. Это тиражируется, это становится хитом.
Но как у Пастернака: «Позорно ничего не знача быть притчей на устах у всех».   Посмотрите, какое количество псевдо-талантов являются «притчей на устах у всех»… ничего не знача. Певцы, писатели, режиссеры, актеры… То есть идет вымывание внутреннего отношения к ремеслу. А ремесло - это не ругательное слово. Ремесло – это основа. Художник, который не может карандашом нарисовать кисть или ступню… Он может быть очень дорого продаваемым художником. Он все же не профессионал.
Но во всех случаях! Я отношусь с большим интересом к этому явлению, отношусь с уважением, но с ОЧЕНЬ большой осторожностью, потому что человек, находясь в экстремальных обстоятельствах, он носитель необыкновенной и неизвестной мне информации. Но когда он выдает это за искусство…  Я говорю: стоп. Давай поговорим о том, что ты знаешь о психологическом жесте, о котором говорит Чехов.
На этом все заканчивается.  
  
Вопрос из зала: - Сейчас говорят о некоем драматургическом и сценарном спаде. Что вы об этом думаете? Можно ли это экстраполировать как мировую тенденцию?
- Вообще, кризис. Ну, чего говорить?! В Европе  кризис. В мире кризис. Формальный кризис. Высасываются из пальца истории. Если там нет надрыва какого-то, то это и неинтересно. Все что выходит за рамки человеческого существования, привычного для нас… Оно становится известным, популярным, оно выигрывает призы на фестивалях.
Но, на мой взгляд, это кризис самосознания. Это кризис старения мира. Это кризис, который связан с атмосферой, экологией. Это мировой кризис. Поэтому удержаться в этом можно только, если ты знаешь: кто ты? Что ты? Откуда ты? И зачем ты?  И зачем ты делаешь то, что делаешь.
У нас сценарная проблема очень серьезная. Раз, два и обчелся профессионалов, которые понимают что такое сценарный язык. Вот пример. Когда ты пишешь сериал. У тебя 18 серий. Нужна масса времени, чтобы все это кружево выводить. И тащить эту историю. Она не имеет тайминга, тебе не нужно энергетически держать зрителя. У тебя не два часа времени. У тебя их пятнадцать.., двадцать… Это кстати спасение, куда входят и мировые режиссеры. Потому что аудитория во сто крат больше. Деньги те же, если не больше. И у тебя нет необходимости все время кромсать полнометражную картину. Здесь есть плюсы и минусы. Но сценарная школа очень во многом не похожа. Раньше когда начинали работу над материалом. Писали литературный сценарий. Допустим: «Николай задумчиво смотрел в окно и ему казалось…»
И дальше идут ощущения Николая, которые невозможно снять. Либо надо снимать ощущения Николая в одной экспозиции. Либо – это некая литература. Драматургия кино строится на экшн, на энергии поступка и на диалогах. Кстати говоря, если еще в диалогах, мы сохраняем какую-то школу, то порою в конструкции, это разваливается. И это тут же прикрывается богатством интерьера. Неожиданностью фортеля. Это важная вещь для сегодняшнего понимания актерского состояния. Актеры не умеют держать паузу, потому что они не могут быть наполнены энергетически. Они чешутся, смотрят на часы, закуривают. Они все время прикрывают пустоту физическими действиями. Очень во многих картинах пустота прикрывается интерьером, странностью существования. И тогда это тоже – пустота. А общий план статичный, который не может приковать зрителя, в котором что-то происходит такое, от чего нельзя оторваться… Вот это нужно, чтобы происходило. И тебе не нужно укрупнять детали и насильственно зрителя монтажом тащить по картине. И это высочайшее ремесло, которое почти утрачено.  
И еще о литературе реплика. Самый последний бомж. Все равно из этой страны. Он ментально часть того, о чем говорит Толстой, Достоевский и Чехов.Герасимов говорил: «Литература – это мать кинематографа…»
Но в общем и сценаристы должны быть хотя бы на уровне Потапенко.

- Что для вас является критерием фильма? Как вы представляете себя, то есть нас, в мире?
- А вот как вы думаете, мир хочет нам радоваться? Посмотрите, какие картины получают призы на фестивалях… Миру не хочется радоваться за нас. Так устроено сегодняшнее время. Виноваты мы в этом? Во многом, наверное. Но есть разница в том: между – я хочу тебя услышать, и я хочу тебя услышать таким, каким я хочу тебя слышать. И если я не вписываюсь в твое представление обо мне. То я тебе не интересен. Тут нужно понимать подоплеку. «Сибирский цирюльник», был продан американцам. Я приехал в Аргентину на фестиваль… Спрашиваю у продюсера, а где картина? А он отвечает: «А Америка продала ее, вместе с упущенной выгодой в Латинскую Америку».  «А почему?» «А потому что не нужна такая картина Соединенным штатам, потому что она не вписывается в представления о России,  - отвечает он». Тогда я показал картину Кевину Костнеру. Он смеялся, плакал. Восторгался. Спрашиваю: «Почему?» Потом через время я получил его соображения - подробный анализ и замечания. И это было посильнее, чем то, если бы это сделал любой редактор из Госкино. Редактура Госкино 72 года – это дети.  
Что еще? Вся Америка, имею ввиду страна, возникла из американского кино. Полицейский, который жует жвачку, стоит с расставленными ногами. Руки за спину… В темных очках и фуражке, он вышел из кино в жизнь. А не наоборот.  Поэтому американские дети не будут смотреть Европейское кино. Они смотря свое кино. Поэтому, когда нет героев, их надо выдумывать. Вот они и спасают миры. Они перебивают всех: Сербов, русских… Они выигрывают войны. Но это тот образ, который должен все время подпитываться.
Если говорить об интересе к нашему кино, то я не могу похвастаться, что нас хотят видеть счастливыми, сильными, самодостаточными. Но это не значит, что за это мы должны их презирать. Обвинять. Оскорблять. И тех, кто снимает свое кино, такое арт-хаузное. Резкое. Реактивное. Которое получает призы. В этом нет ничего удивительного. Тенденция, что сегодня фильм «Летят журавли», получит приз в Каннах  - она не реальна.

Вопрос из зала: - Сегодня снимают много военно-патриотических фильмов и чем больше их снимают, тем хуже качество получается. Не кажется ли Вам, что в остатке получается только пропаганда войны?
- Если хуже качество – какая тут пропаганда? Пропаганда – это разоружаемость. Да, огромное количество кино просто ниже плинтуса. С  фронтовыми блондами, с накачанными губами…Это все за гранью. И этим спекулируют. Тема просто используется, и там нет больше ничего.  

Вопрос из зала: - Как вы строите отношения с группой с командой фестиваля?
- Я никогда не вмешиваюсь в цеховые дела. Я ничего не навязываю. То же самое по выбору программы. Так же и в кинопроизводстве. Мы никогда ни о чем не сговариваемся. Другое дело, бывают ситуации, когда просят взять: ну, это немыслимо, ну, совсем… Отвечаем. И то говорим: побойся Бога… Но. Ни на решение жюри, ни в работе жюри – мы ни разу не подмигнули. Ни разу. В  начале были острые ситуации, когда нет хорошего русского кино. Начальство нам: «Как это нет? Ну, поставьте что – нибудь». Мы им: «Не будем что-нибудь».
Еще о моей команде. Есть генеральный продюсер Леонид Верещагин – это  имя мирового масштаба.
Ценит режиссера, его желания, индивидуальность, натуру. Даже честолюбие. На фестивале его команда работает, совершенно, замечательно. Я вмешиваюсь тогда, когда есть необходимость.

Вопрос из зала: - Спасибо огромное за фестиваль. Каков его бюджет в этом году и какова доля Господдержки?
- Как на духу говорю: не знаю… Знаю точно, что в течение последних лет это стабильная цифра. Она не увеличивалась не уменьшалась. Благодаря отношению к фестивалю Министерства культуры. Посмотрите на сайте, какие были цифры в прошлом году. И вам все станет понятно.

Наталия Юнгвальд-Хилькевич.
Фото Валерий Федосов.








В День России на Красной площади состоялся праздничный концерт
22.06.2023 15:00 На Красной площади с большим успехом прошли праздничные мероприятия, посвященные Дню России. В концерте  приняли участие самые яркие звёзды отечественной эстрады - Сергей Безруков и группа «Любэ», Лариса Долина и Леонид Агутин, Полина Гагарина и Дима Билан, Александр Розенбаум и Григорий Лепс, Николай Басков и Сергей Лазарев. Прозвучали самые разные песни – от прошедшей испытание временем задушевной русской народной до современных популярнейших хитов отечественной эстрады.

Анастасия Лясканова выступит в сопровождении оркестра русских народных инструментов им. Н.Н. Некрасова
27.03.2024 15:21 В программе в исполнении солистки прозвучат русские народные песни, а также темпераментная танцевальная музыка – от плясовой и кадрили до фокстрота и румбы.

 Главные новости 
 Политика 
 Экономика 
 Безопасность 
 Криминал и право 
 Народные новости 
 Культура 
 Религия  
 Технологии 
 Спорт 
 Здоровье 
 За рубежом 
 Все новости 
Поиск Карта сайта Личный кабинет Наверх
Copyright © 2005-2024Информационное агентство «Агентство национальных новостей»
Учредитель: Автономная некоммерческая организация Институт экономических, правовых и социально-политических исследований
Адрес редакции: 119121, г. Москва, Смоленский б-р, д. 11/2
Свидетельство о регистрации СМИ: ИА№ФС 77 – 70168 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 21.06.2017 г.
Настоящий ресурс может содержать материалы 18+
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях.
При полном или частичном использовании материалов ссылка на annrus.ru обязательна.

Rambler's Top100