ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО
  
14
ноября
2018

Композитор Елена Суржикова: Музыка – это отклик Вселенной на запрос души!

10.09.17 22:30

11 октября один из самых ярких отечественных авторов, композитор, поэтесса, лауреат многочисленных российских и международных песенных конкурсов, режиссёр и сценарист концертных программ и театрализованных представлений Елена Суржикова отмечает юбилей. Ей исполняется 65 лет.

В творческом активе композитора более шестидесяти популярных песен, которые много лет звучат на радио и ТВ в исполнении артистов эстрады и прославленных актёров театра и кино, среди которых Ольга Кабо, Дмитрий Харатьян, Виктор Раков, Илья Трофимов, Ксения Георгиади, Светлана Фед, Инна Пиварс, Марина Ширшикова и другие. Но наибольшую популярность, пожалуй, заслужили легендарные хиты в исполнении народного артиста России Николая Караченцова – «Я не солгу!», «Звёзды сошли с небес…», «Высший пилотаж». Елена Павловна в прекрасной творческой форме. Не так давно с большим успехом состоялась презентация её нового музыкального альбома «Песни, заказанные душой…» в Московском Доме книги на Новом Арбате. А Московский фонд мира в лице председателя Правления фонда Эдуарда Дубинского и председателя Попечительского совета, генерал-майора, лётчика-космонавта, дважды героя Советского Союза Виктора Горбатко наградил Елену Суржикову серебряным Орденом «Служение искусству» за особый вклад в развитие отечественной культуры. Накануне юбилея нам удалось побеседовать с именинницей.

-Елена Павловна, можно научиться писать песни или для этого нужен талант?

- Наверное, прежде всего, нужно загореться, очень захотеть быть похожим на какого-то, очень стоящего человека! Я знаю массу очень талантливых музыкантов, но только те, кто ежедневно работает над собой, повышая культурный и профессиональный уровень, добивается успехов! Главное, если ты сердцем чувствуешь чужую боль, а чужую радость можешь разделить, не завидуя, - значит, это первая предпосылка к творчеству! Для меня всегда был и остаётся кумиром в поэзии Юрий Ряшенцев. Многие знают его как автора песен к «Трём мушкетёрам» и «Гардемаринам», а в моём восприятии — это живой классик, непревзойдённый поэт! По истечении многих лет, я научилась выстраивать сюжет будущего произведения, определять его музыкальную канву, но без внутреннего состояния подъёма, я не сажусь за инструмент. Хотя, в основном, мелодии приходят сами, это может произойти на улице, в метро, даже на концерте, главное – успеть донести вновь пришедшее до клавиш.

- Вы, как правило, пишете и музыку, и стихи к своим произведениям. Но считаете вы себя больше поэтом или композитором?

— Я люблю всё красивое, страстное, мелодическое, ритмическое. Практически всегда я пишу одновременно и музыку, и стихи, но бывают и исключения. Сейчас довольно часто пишу стихи на чужую музыку, иногда пишу мелодии на чужие стихи. Но, самым важным считаю момент, когда приходят вместе и музыка, и слова! Это бывает редко, но в эти минуты я чувствую, что нахожусь очень далеко от земной суеты… И тогда, какая мне разница – больше я поэт или композитор?!

— Чем для вас является музыка?
— Музыка — это отклик Вселенной на запрос души, Божественное проявление любви, данное нам для поддержки! В разные периоды жизни человек ощущает потребность в той или иной музыке. Эта потребность возникает в момент переживаний радостных или печальных событий, а музыка –способна соответствовать сиюминутному настроению. Если сказать проще: такая своеобразная «палочка - выручалочка!» Не все мысли и чаяния можно доверить друзьям или родителям. Человек обращается к собственному «Я», пропуская свой порыв через волны льющейся мелодии музыки или стихов. В эти минуты время замедляет свой бег, и мы слышим ритмы своей души. Поэтому, задача настоящих Творцов — пробуждать в людях человечность, просветлять умы! 


— Вы очень много работали с Николаем Караченцовым. Ваши песни «Звёзды сошли с небес…» и «Я не солгу!» пользуются большой популярностью. Вы написали их специально для актёра?

  — Романс «Я не солгу!» я написала в 1976 году, ещё до знакомства с Колей, исполняла его сама на концертах, под гитару. Ровно через двадцать лет его взял в репертуар Николай Караченцов. В его исполнении композиция довольно часто звучала на радиостанции «Маяк». А десять лет назад эту же песню исполнила Оля Кабо. Любопытен тот факт, что один из друзей Караченцова приезжал к нам на презентацию из Франции, мы подарили ему компакт-диск с песней «Я не солгу!», а в скором времени появился мюзикл «Notre-dame-de-Paris». Некоторые наблюдатели заметили, что в одном из музыкальных номеров «Belle» в припеве повторяются те же ноты, что и в моей песне. Друзья даже уговаривали меня судиться с французами. Я не стала этого делать, поскольку считаю это просто совпадением. То, что написала я в 70-е годы, вдруг через двадцать с лишним лет пришло в голову композитору Риккардо Коччанте, автору этого мюзикла. Мне было это приятно. У меня ведь и рукопись та самая сохранилась, и ноты. А вот у песни «Звёзды сошли с небес…» был долгий путь. 
Одна моя подруга занималась продюсированием певца Мансура Ташматова и хотела сделать ему творческий вечер в концертном зале «Россия». И попросила меня написать щемящую песню,
 наподобие «Я не солгу!». Одновременно, позвонил мой названный брат Игорь Ткаченко, который хотел вернуть любимую женщину… Этот «двусторонний» запрос заставил меня врасплох. Что-то долго бродило во мне, и, наконец, я села за фортепьяно, хотя обычно беру гитару. И пошло. Ташматову песня очень понравилась, но с концертом у них что-то не сложилось… Я очень хотела показать песню Коле Караченцову, но не смогла ему дозвониться, так как он был на длительных гастролях. Моя приятельница Лидия Андреева послушала песню и очень расстроилась, что она пока не востребована. Лидия позвонила Вахтангу Кикабидзе и устроила нам встречу. Я встретилась с Кикабидзе. Он прослушал две мои работы, и сразу выбрал «Звёзды сошли с небес…». Мы договорились с Вахтангом Константиновичем о новой встрече,17 октября, так как он должен был привезти с собою свой музыкальный коллектив и заняться разучиванием моей песни. Но тут началась «Революция роз» в Грузии. Думаю, значит — не судьба! Наконец, вернулся с гастролей Караченцов и попросил сделать демо-запись. Эдуард Предигер взялся сделать аранжировку. Через неделю даёт послушать. Слушаю, а у меня мурашки по телу. Записал мне на диск в моём исполнении. Отправила я демо-запись Караченцову в «Ленком». Через несколько дней он звонит: «Лен, я ничего подобного не слышал. Это хит!». 
Приехали с Караченцовым в студию звукозаписи и буквально моментально песню записали. Всё получилось. И вдруг… через полгода — несчастье. Караченцов попадает в автокатастрофу…Так получилось, что именно под нашу песню «Звёзды сошли с небес…» Николай Петрович первый раз появился перед зрителями после катастрофы. Это было в концертном зале «Пушкинский». На 70-летии Коли со сцены «Ленкома» «Звёзды…» исполнили его коллеги по театру Виктор Раков и Елена Степанова. А чуть раньше её взяла в репертуар Ксения Георгиади. Теперь она исполняет её во всех своих концертах, как и несколько других моих песен — «Побег», «Мой край»…

— С кем из артистов вы работаете сегодня?

— В прошлом году крупнейшая музыкальная компания «Bomba-Piter inc.» выпустила мой авторский двойной альбом «Песни, заказанные душой…». Это получился на самом деле народный проект. Поскольку сейчас очень сложно найти спонсоров на к
акое-либо издание, мне пришлось бросить клич в Интернете. Люди откликнулись, и мне удалось записать несколько новых песен за счёт моих друзей. Поэтому в диск вошли как прежние композиции — восемь песен, исполненные в разные годы Николаем Караченцовым, три песни в исполнении Ксении Георгиади, так и совершенно новые произведения. Благодаря актрисе «Ленкома» Лене Степановой в моей жизни появился очень интересный для меня артист Илья Трофимов. В спектакле «Юнона и Авось» Илья заменил покойного Пашу Смеяна. Для моего диска он записал композицию «Джордано Бруно», которую изначально планировал исполнить Смеян, но, к сожалению, помешала внезапная болезнь Паши и его безвременный уход из жизни. Очень интересно было посотрудничать, например, с актрисой Инной Пиварс и её музыкальным коллективом «The Histriones». Инна исполнила мою песню «Загадка», а её музыканты сделали оркестровку. 
Очень горжусь творческим содружеством с талантливой Радой Рай. У нас с ней уже записана песня «Берега», а сейчас Рада работает над абсолютно новой вещью, которая будет называться «Таинство любви». Настоящим открытием для меня стала Светлана Фед. Она и певица, и хореограф. Светлана обладает невероятной пластикой и грацией, очень по-актёрски исполняет песенный материал. Две композиции у нас с ней уже записаны — это «Реквием Мэрилин Монро» и «Позволь тебе, Москва, сказать…». В скором времени Света запишет ещё две новых моих песни — «Шиповник» и «Элегию». Очень надеюсь, что в будущем мы сможем создать с ней целую концертную программу в таком ключе. Буквально на днях я получила заказ от Сосо Павлиашвили. Ему понадобились стихи для песни. Будем работать!

— Елена Павловна, в марте 2009 года состоялся ваш дебют как режиссёра-постановщика и сценариста, когда вы провели концертную программу в Зале Церковных Соборов, в Храме Христа Спасителя. Как получилось, что вы взялись за этот проект?

— Ну, здесь, как и в большинстве случаев, инициатива принадлежала моему бессменному другу и вдохновителю — продюсеру и звукорежиссёру Максиму Фёдорову! Он был знаком с Татьяной Юрьевной Майоровой, вдовой композитора Романа Майорова, автора бессмертного шлягера «Что тебе подарить, человек мой дорогой? Как судьбу благодарить, что свела меня с тобой?»… Она посетовала, что никак не может найти сценариста и режиссёра для концерта, посвящённого памяти её супруга. И попросила. Макс, с его обычным напором, стал звонить мне и призывать к ответственности. На то время я имела опыт работы в концертных программах и, однажды, в том же Храме Христа Спасителя. Сценарий писался легко. Во мне звучало чувство благодарности к этому ушедшему человеку. Однажды, уже на стадии окончания сценария, Роман Майорович приснился мне в пять часов утра и в цветном сне, стал показывать свой дом, куст мокрой сирени под окном, его руки на клавишах фортепиано, изумительный восход солнца… И я поняла, что необходимо сделать вкрапления в сценарий: озвучить мысли композитора от его имени! Когда я рассказала о своём сне вдове композитора, она была изумлена, т.к. я описала ей в точности вид из окна их дачи в Сергиевом – Посаде. Она поделилась многими мыслями Романа Майоровича и сценарий получился очень проникновенным. После концерта меня засыпали цветами, а Татьяна Юрьевна и её друзья были растроганы! На этот вечер приехало очень много звёзд эстрады первой величины, включая Иосифа Кобзона, но никто из них не капризничал… Меня поразила Тамара Гвердцители, которой нужно было завершать концерт песней «Гимн любви», а она приехала к началу вечера и ей пришлось долго дожидаться своего выхода. Но, ни слов упрёка, ни раздражения, Тамара Михайловна не высказала, за что ей –низкий поклон!

— Как вы относитесь к современной эстраде?

— По–разному: иногда радуюсь, но, чаще огорчаюсь. Однако, не заламываю руки и не кричу: «О, времена, о, нравы!». Понимаю, что современные молодые люди имеют свои вкусы и помню, что в годы моей молодости, музыкантов упрекали за приверженность к творчеству «The Beatles», «Led Zeppelin», «Deep Purple», «Queen», «ABBA» и других групп. Я с удовольствием слушаю и рок, и джаз, и фолк, и классическую музыку, если это звучит «вкусно»! Но, подчас, радиостанции «крутят» песни, с такими ужасными текстами, что оторопь берёт! Однако, я считаю, что пройдёт время и вчерашние «мажоры», столкнутся с такими проблемами, как ощущение одиночества, нереализованности, не найдут себя в современном мире. И тогда наступит момент прозрения, человек всегда ищет ответы на вопросы: «За что? Почему со мной это случилось? Как жить дальше?!» . Лишь наши проводники — музыка, поэзия, живопись, кино, театр иногда могут дать ответ на эти вопросы, поскольку являются самыми доступными и популярными.

— 11 октября вы отмечаете юбилей. Скажите, а вот как-то круглые даты на вас влияют? Очень многие начинают, вместо того, чтобы веселиться, наоборот, задумываться – господи, а что я сделал за эти годы? У вас бывает такая переоценка ценностей?

— Переоценки хороши при взрослении, я же — состоялась, как творческая личность, как композитор, как мать троих детей, как бабушка, и даже — прабабушка. Так что переоценки мои давно закончились и даты не влияют на моё настроение! Я просто живу и радуюсь жизни!








Краснодар стал 16-м городом-миллионником России
23.09.2018 20:43 Краснодар официально признали городом-миллионником. Символическое свидетельство об этом мэру города Евгению Первышову вручила руководитель управления Федеральной службы государственной статистики по Краснодарскому краю и Республике Адыгея Татьяна Курнякова. За последние несколько лет в Краснодаре очень быстро росла численность населения, город прибавлял почти по 100 тысяч человек каждый год.

Дом музыки открыл XVI концертный сезон
27.10.2018 10:22 Торжественный вечер в Светлановском зале Дома музыки ознаменовал открытие нового концертного сезона Дома музыки и дал старт юбилейному XV Международному фестивалю «Москва встречает друзей». Гала-концерт  с участием президента ММДМ, выдающегося скрипача и дирижера Владимира Спивакова, камерного оркестра «Виртуозы Москвы», а также стипендиатов Благотворительного фонда В. Спивакова состоялся в Международный день музыки.

 Главные новости 
 Политика 
 Экономика 
 Безопасность 
 Криминал и право 
 Народные новости 
 Культура 
 Религия  
 Технологии 
 Спорт 
 Здоровье 
 За рубежом 
 Все новости 
Поиск Карта сайта Личный кабинет Наверх
Copyright © 2005-2018Информационное агентство «Агентство национальных новостей»
Учредитель: Автономная некоммерческая организация Институт экономических, правовых и социально-политических исследований
Адрес редакции: 119121, г. Москва, Смоленский б-р, д. 11/2
Свидетельство о регистрации СМИ: ИА№ФС 77 – 70168 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 21.06.2017 г.
Настоящий ресурс может содержать материалы 18+
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях.
При полном или частичном использовании материалов ссылка на annrus.ru обязательна.

Rambler's Top100