11.11.15 21:11
Ушел Георгий Юнгвальд-Хилькевич. Режиссер необыкновенный. Фильмы его мир делали ярче, радостнее, солнечнее. Его самого многие называли Солнечный Человек. Может оттого, что родившись в Ташкенте, он был пропитан теплом, солнцем, яркими красками этого благословенного города...
Наверное, не случайно первый свой фильм, снятый в 1966 году на Одесской киностудии, он назвал «Формула радуги», хотя финал там совсем и не радостный, а очень даже трагический. Но об этом зрители узнали не сразу – больше 20 лет первая лента режиссера пролежала на полке. А к моменту выхода ее на большой экран вся страна уже распевала «Пора-пора-порадуемся...» из его другого, мгновенно ставшего суперпопулярным, фильма «Д'Артаньян и три мушкетера», танцевала под залихватские куплеты картины «Ах, водевиль, водевиль…». И на советском кино-небосводе тогда уже вовсю сияла радужными красками картина «Выше радуги» с трогательно юным Димой Мартьяновым в роли Алика Радуги, который пел необыкновенные песни удивительным для того времени голосом такого же юного Владимира Преснякова. Это был 1986-й...
Год назад, при подготовке материала об истории песни «Зурбаган», я обратилась за помощью к Георгию Эмильевичу. Наталья, дочь его, посодействовала. Он признался, что дни съемок фильма «Выше радуги» были для него одними из самых счастливых дней его жизни. И этим счастьем он так мастерски и щедро поделился с нами.
Вот такую историю о тех днях поведал Георгий Эмильевич...
«Фильм предполагался музыкальным, поэтому были сложности. Сама стилистика произведения Сергея Абрамова требовала не несколько фитов, а мелодию, наполненную иным ощущением жизни и трактовкой. Сценарий Сергея Абрамова предполагал нежную и проникновенную музыку. Однажды попался мне мотив, который я услышал, проходя мимо клуба. Там звучал "Здравствуй, мальчик Бананан". И я стал искать её композитора. Оказалось, что там два автора – Юрий Чернавский и Владимир Матецкий. Я послушал другие вещи этих авторов. И понял, что мне нужен Чернавский. Он был новым явлением в музыкальной жизни России. Я с ним познакомился и предложил писать музыку к фильму «Выше Радуги». Потом нужно было писать тексты, я был твёрдо ориентирован на Леонида Дербенёва, Чернавский хотел другого автора, но я настоял на своём.
Первая песня, которая была записана, – "Зурбаган". Я показал её Сергею Абрамову, и он был очень доволен. Я был рад, что мы нащупали основной лейтмотив фильма. И тут встал вопрос, кто же сможет это спеть. Нужны были очень высокие ноты и нежное звучание. Голос должен был быть мужским, но не заземлённым. Несмотря на это, мы попробовали несколько женщин. Потом пригласили нескольких претендентов из хора мальчиков. Но у них были поставленные голоса. И тут предложил Чернавский: "Ты, наверное, будешь против, но есть один мальчик. У него голос дискант. Может, его попробуем?" Без особой надежды я согласился. Юра показал сделанную запись. Это был сын музыкантов Володя Пресняков. И я понял, что поёт герой фильма Алик Радуга. Я сказал: "Мы победили!" Всем понравилось. И Абрамов даже прослезился. Но на Гостелерадио был шок. Тогда было сильное противостояние старого и нового. Это не вписывалось в привычные рамки тогдашнего понимания детского кино. И начальство затревожилось. Но, поразмыслив, Преснякова утвердили».
Светлая Вам память, Солнечный Человек...
Майя Косых, АНН
На снимке: Г.Э. Юнгвальд-Хилькевич на съемках фильма «Выше радуги».
Фото из личного архива Г.Э. Юнгвальд-Хилькевича.