ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО

12
августа
2022

Новые находки в пещере Страшной могут изменить представления о происхождении человека

15.08.15 6:03

Ученые НГУ и ИАЭТ СО РАН в ходе археологических раскопок 2015 года обнаружили в пещере Страшной (Алтайский край) антропологические материалы (костные останки), относящиеся к периоду 35-50 тыс. лет назад. Они помогут пролить свет на взаимодействие человека современного типа, неандертальца и денисовца на территории Алтая. Ранее в отложениях этого возраста находили лишь каменные орудия, анализируя которые, можно было только делать предположения об обитателях пещеры.

Найденные костные останки еще предстоит исследовать в лабораторных условиях. Эти находки могут как подтвердить существующие теории антропогенеза, так и заставить ученых скорректировать их. О первых результатах работы экспедиции пресс-службе НГУ рассказал д.и.н., заведующий кафедрой археологии и этнографии ГФ НГУ Андрей Кривошапкин.

"Этот год стал удачным для археологов. В ходе раскопок в плейстоценовых слоях пещеры Страшной удалось обнаружить новые антропологические материалы. В слоях, относящихся к возрасту 35-40 тыс. лет назад, был обнаружен фрагмент ногтевой фаланги человека, чуть ниже – фрагмент черепа, еще ниже - фрагмент ребра, предположительно также принадлежащих человеку, но это еще предстоит выяснить в ходе лабораторных исследований. Последним двум находкам может быть не менее 50 тысяч лет", – рассказал ученый.

Если в обнаруженных костях сохранился органический материал, это даст возможность провести генетический анализ и определить, кому именно они принадлежат. До этого, в 1989 году, в пещере уже были найдены антропологические останки (зубы человека современного типа), но связанные с более поздним этапом верхнего палеолита - чуть более 20 тысяч лет назад.

"В идеале конечно бы хотелось, чтобы в верхних слоях (ногтевая фаланга) оказался бы человек современного типа с содержанием генов и неандертальца, и денисовца; ниже неандерталец, так как найденные здесь орудия труда похожи на индустрию Чагырской пещеры, где была доказана принадлежность неандертальцу; а самый древний фрагмент относился бы к денисовцу. Но это лишь мои фантазии, результаты генетических исследований могут быть неожиданными. В любом случае они помогут пролить свет на вопрос взаимодействия человека современного типа, неандертальца и денисовца на территории Алтая", - отмечает Андрей Кривошапкин.

Пещера Страшная находится на левом берегу реки Иня, в 2,5 км к северу от поселка Тигирек (Алтайский край). Пещера представляет большой интерес, и с палеонтологической, и с археологической точки зрения. В результате проведенных ранее раскопок в пещере были найдены как орудия каменного века, так и различные предметы (изделия из кости, фрагменты керамики), относящиеся к эпохе бронзы, железному веку и средневековью.

В Госдуме разработан законопроект о ежегодной предновогодней выплате пенсионерам
16.12.2021 12:18 На заключение в правительство направлен законопроект "О ежегодной предновогодней пенсионной выплате", разработанный Комитетом Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов. "Предновогоднюю" пенсию предлагается выплачивать всем российским пенсионерам - как неработающим, так и работающим, а также тем, кто получает пенсии по государственному пенсионному обеспечению и военные пенсии. "При этом предновогоднюю пенсионную выплату предлагается установить в размере получаемой гражданином пенсии на дату предоставления ему данной пенсионной выплаты", - отмечается в пояснительной записке к законопроекту.

Август с Бахом: фестиваль «Органные вечера в Кусково» приглашает
27.07.2022 15:00 Двенадцатый летний фестиваль «Органные вечера в Кусково» продолжает радовать москвичей и гостей столицы изысканными концертными программами. В августе гостей бывшей подмосковной усадьбы графов Шереметевых ждет восемь вечеров, в которых орган – главный инструмент форума – будет звучать соло и в составе различных ансамблей, представляя музыку Иоганна Себастьяна Баха, а также русскую и западноевропейскую классику четырех веков.

Главные новости