В Совете Федерации прошел «круглый стол», посвященный государственной политике в области подготовки и аттестации научно-педагогических кадров. Как сообщает пресс-служба Совета Федерации, открывая мероприятие, заместитель председателя Комитета СФ по науке, образованию, культуре и информационной политике Виктор Кресс отметил, что существовавшая до сих пор система подготовки и аттестации научно-педагогических кадров привела к значительному снижению качества представляемых к защите работ и необоснованному росту числа лиц с учеными степенями.
В 2010 году была предпринята попытка решить проблему на законодательном уровне: приняты изменения в законы, касающиеся распределения функций и полномочий в системе аттестации научно-педагогических кадров. В 2011 году для повышения качества диссертационных работ были повышены требования к членам диссертационных советов, а также к гласности процедуры защиты. «Практика показала, что нововведения практически не изменили ситуацию. В 2012 году недостатки системы подготовки и аттестации научно-педагогических кадров привели к ряду общеизвестных скандалов, связанных с неправомерным получением ученых степеней, защитой плагиатных работ и фальсификацией публикаций», – сказал Виктор Кресс. Он обозначил цель мероприятия – найти пути решения проблем подготовки и аттестации научно-педагогических кадров.
Заместитель министра образования и науки РФ Людмила Огородова отметила, что попытки совершенствования системы защиты диссертаций не дали эффекта, поскольку они не носили системного характера. Она привела ряд данных, характеризующих деятельность диссертационных советов в России. С 2008 по 2011 год количество защит кандидатских диссертаций выросло на 10%, а докторских – на 25%. При этом 1 677 докторских диссертационных советов в 2011 году не провели ни одной защиты докторских диссертаций, а 319 докторских и 14 кандидатских советов не провели ни одной защиты кандидатских диссертаций. В то же время 11 советов провели 40 и более защит. «Это свидетельствует о том, что система нуждается в оптимизации. Необходимо пересмотреть все этапы подготовки диссертационной работы и систему подготовки научных кадров».
«Цель проводимой государственной политики – эффективность системы воспроизводства кадров высшей квалификации с учетом инновационного развития российской экономики. Для этого необходимо повышение качества работы всех звеньев государственной системы аттестации научно-педагогических кадров; повышение гласности и объективности процедур формирования диссертационных советов и повышение репутационной и дисциплинарной ответственности организаций и ученых в вопросах аттестации научных кадров», – отметила заместитель министра. Она отметила важность обновления нормативной базы, регулирующей все этапы рассмотрения диссертационных работ. Так, упорядочиваются и формализуются процедуры защиты и требования к результативности деятельности членов диссертационных советов, предусматривается обязательная публикация в Интернете всех документов, связанных с защитой. Одна из задач, над которой работает Министерство, – исключение конфликта интересов при защите диссертаций. Высокопоставленные лица не должны иметь возможность защищать работы в диссертационных советах организаций, так или иначе им подчиняющихся.
В дискуссии приняли участие сенаторы Галина Николаева, Людмила Бокова, Арнольд Тулохонов, Сергей Рыбаков и Сергей Щеблыгин, представители ведущих федеральных и региональных научных центров, вузов.
Участники «круглого стола» отметили, что региональная наука является важным социально-экономическим фактором развития территорий, поэтому вопрос о дальнейшем существовании диссертационных советов в субъектах Российской Федерации должен решаться с учетом специфики регионов. При этом целесообразно отдавать предпочтение объединенным советам, созданным на базе ведущих научных и образовательных организаций, где сложились признанные научные школы.
Еще одним направлением совершенствования системы подготовки и аттестации научно-педагогических кадров должно стать установление на законодательном уровне мер по предотвращению оказания платных услуг в данной сфере, в первую очередь – услуг по содействию в написании диссертационных работ. Также участники «круглого стола» считают необходимым разработать систему мер по предотвращению неправомерного заимствования в тексте диссертаций.
По итогам работы мероприятия Комитету Совета Федерации по науке, образованию, культуре и информационной политике предложено осуществлять мониторинг правоприменительной практики в сфере подготовки и аттестации научно-педагогических кадров.