ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО
  
21
января
2020

«Сталинград»: Есть лишь любовь, и есть смерть

Сегодня в экраны страны вышел один из самых ожидаемых фильмов года: «Сталинград» Федора Бондарчука. Ждали очень многие. От язвительных рецензентов, оттачивавших чувство юмора ещё до премьеры на трейлерах с горящими солдатами, до зрителей, переживающих за российское кино. Первых понять трудно, вторых и понимать не нужно, ведь всем известно, что если это первый российский фильм с настоящим, а не вымученным на постпродакшне 3D, что если это ещё и IMAX, что если это, в конце концов, номинант от России на «Оскара» - то смотреть надо обязательно. Обозреватель Агентства национальных новостей задумался о том, обязательно ли смотреть «Сталинград» и, если да, то почему.

Чуть менее года назад на одном из англоязычных порталов некий американский кинокритик едко, но метко острил, комментируя лонг-лист «оскаровской» номинации «Лучший фильм на иностранном языке». За точность цитаты не ручаюсь, но анализируя претендента от России, а это, кто не помнит, был «Белый тигр» Карена Шахназарова, рецензент писал так: «У русских есть странность: из года в год присылать на «Оскар» фильм про Вторую Мировую. Не побеждают, но всё равно упорно снимают и присылают».

В этом году на «Оскаре» нас будет представлять опять фильм про Великую Отечественную войну. Плохо это или хорошо – тот ещё вопрос. «Сталинград»-то фильм неплохой и даже симпатичный, но на «Оскара» не тянет. Снят прекрасно, но не это ценится американской Академией. Актёры – все как на подбор молодцы, но теряются на фоне картинки. И Фёдор Бондарчук вдруг (точнее, наконец-то) показал себя как крепкий профессионал и талантливый режиссёр, но осознают ли это академики? Они-то вряд ли следили за его творческой судьбой. Но самое странное, что если посмотреть все рецензии, все посты и микроблоги, все начинают писать о «Сталинграде» примерно по следующей схеме: «Оскар», IMAX, сюжет, Бондарчук.

Эта схема заразительна, поэтому продолжим, отбросив бессмысленные «оскаровские» прогнозы. На очереди IMAX. Да, конечно, картинка соответствует ожиданиям. Не только потому, что Максим Осадчий – один из самых талантливых операторов в России, но и ещё отличный стилист. В ранних своих работах он ловко копировал приёмы, подсмотренные у западных клипмейкеров, а в «Сталинграде» он цитирует кадры из лучших фильмов последнего времени. Кровь – как у «300 спартанцев» и телесериала «Спартак». Трясущаяся картинка с тщательно проработанным на компьютере задним планом – как у Спилберга. Рапид – как сейчас принято, ловкий, с крутящим моментом, и даже слишком много (замедленно закуривающий немец – это уже явный перебор). За 3D отвечали иностранные специалисты, поэтому тут вообще не придраться, а то, что снято, вроде бы, не на камеры IMAX – так кто же в этом разбирается! Главное – красиво и профессионально снято.

Но в этом разбираются китайцы, потому что количество IMAX-кинотеатров в Китае – как у нас простых двухмерных. И тут надо ещё иметь в виду то, что, судя по интервью с создателями «Сталинграда», производители фильма имеют большие виды на китайский рынок. Стратегия правильная, сейчас в мире так все делают, но представьте себе кино, в котором бы главное действие происходило, допустим, в Поднебесной, где сюжет толкался среди реплик пятерых, скажем, китайцев. Пойди отличи их одного от другого! В «Сталинграде» та же проблема даже для российского зрителя: нескольких перепачканных солдат, защищающих дом на пути у фашистских танков, трудно различить в течение одной трети фильма. Бондарчук каждого из них снабдил яркими, почти комиксными, признаками для идентификации. Один – простоватый остряк, другой – молчаливый певец, третий – стеснительный и добрый, четвёртый – Андрей Смоляков, пятый – Петр Фёдоров. С девушками проще: есть чёрненькая (она живёт в этом проклятом доме, который немцы собираются снести, потому что он мешает им попасть в Индию), есть беленькая (она живёт недалеко, у неё всё непросто, и её все не любят).

Есть твёрдое ощущение, что фильм так и снимался: по принципу «чёрненькая» и «беленькая». На каждую по истории. Первая, центральная по факту, история элегантно начинается на Фукусиме, где российские МЧС-совцы ведут работы по спасению немецких туристов, узнают историю про пятерых отцов, и отсюда же берёт начало фильм непосредственно про войну и наших солдат в уже упомянутом доме. Этот сюжет – главный, в нём мало действия, вишенкой в нём становится день рождения Кати (это которая чёрненькая) с аллегорическим тортом и не менее аллегорическим купанием в ванной. Чем всё закончится, понятно с самого начала, и знание того, что дом будет взорван, является не спойлером, а данностью. Во-первых, Бондарчук, как известно, любит большие взрывы, и, во-вторых, схожий сценарный трюк «в общем, все умерли» был использован им в своём дебюте «9 рота».

Вторая история внутри фильма интереснее. Немецкий офицер Кан (переплюнувший всех российских актёров Томас Кречманн) хочет разгромить тот самый дом и любит «беленькую» Машу, выглядящую точь-в-точь, как жена офицера. «Беленькая» не может сказать ни «да», ни «нет» не только из-за языковых сложностей, но и из-за более глубоких проблем. Кан философствует о тяге русских к насилию из-за мести, но ближе к концу фильма сам превращается в орудие мщения.

Тут есть о чём подумать, есть о чём говорить. Это уже не горящие солдаты, из-за сцены с ними в телевизионном тизере многие начали плеваться ещё до премьеры фильма, думая, что это очередное метафорическое высказывание в стиле «Утомленных солнцем – 2». А между тем, если серьёзно рассуждать, «Сталинград» является ничем иным, как реабилитацией Самого Обруганного Фильма Михалкова. Это ещё одно доказательство, что в XXI веке нельзя говорить о Великой Отечественной языком классиков, надо придумывать новые языки, новые культурные коды и духовные скрепы. Так что горящие солдаты тут ни при чём, и спорить: могут ли или нет гореть люди – глупость ужасная, как и разговоры, получит Бондарчук "Оскара" или нет.

Между дебютным полным метром Бондарчука «9 рота» и «Сталинградом» - гигантская пропасть. В первом фильме было слишком много эго режиссёра. «Сталинград» - несмотря на военную тематику - пропитан любовью. Любовью к, простите, Родине, к истории, к актёрам, к осветителям, к декораторам, к пиротехникам. И вот здесь кроется главная проблема фильма. Дело в любви. Всё настолько красиво, что не страшно. Нас пугают трёхмерными фрицами, а мы не понимаем, зачем их нужно бояться. Нас засыпает пеплом и пылью, но так стильно, что кажется, что это новогодний снег. Ожидаемый взрыв дома не становится трагедией, и никого не жалко. Даже руины выглядят как декорации дорогого видеоклипа. А начинали-то Михалков и Осадчий именно с них, с клипов. Это не плохо, Дэвид Финчер тоже с клипов начинал и на «Оскара» тоже номинировался. Это нормально, как и певица Земфира, поющая на конечных титрах «Легенду» Виктора Цоя. Это такой культурный код, новый.

МОСКВА, Корр. АНН Родион Чемонин.








2020: Что год грядущий нам готовит
18.12.2019 10:17 В 2020 году россиян ждут перемены — в силу вступит множество законов, часть из которых начнет действовать уже с первого дня нового года. 1 января 2020 года вступает в силу пакет законов об электронной трудовой книжке. Минимальный размер оплаты труда составит 12 тысяч 130 рублей. Некоторых россиян освободят от части налогов. Семей, получающих пособия на детей, станет больше. Пенсии неработающих пенсионеров вырастут. Обычную еду запретят выдавать за «органик» и биопродукты.

«Снежная королева» в МХАТ им. М. Горького приоткрыла свои секреты
21.12.2019 10:32 Премьера мультимедийного спектакля по известной сказке Андерсена произойдет ровно в полдень 21 декабря, но уже накануне в белой гостиной МХАТ им. М. Горького собрались журналисты вместе с детьми, чтобы познакомиться с героями спектакля, режиссером Ренатой Сотириади, художником-постановщиком Ириной Титоренко и художником по костюмам Наталией Яковчик.

 Главные новости 
 Политика 
 Экономика 
 Безопасность 
 Криминал и право 
 Народные новости 
 Культура 
 Религия  
 Технологии 
 Спорт 
 Здоровье 
 За рубежом 
 Все новости 
Поиск Карта сайта Личный кабинет Наверх
Copyright © 2005-2020Информационное агентство «Агентство национальных новостей»
Учредитель: Автономная некоммерческая организация Институт экономических, правовых и социально-политических исследований
Адрес редакции: 119121, г. Москва, Смоленский б-р, д. 11/2
Свидетельство о регистрации СМИ: ИА№ФС 77 – 70168 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 21.06.2017 г.
Настоящий ресурс может содержать материалы 18+
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях.
При полном или частичном использовании материалов ссылка на annrus.ru обязательна.

Rambler's Top100