ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО
  
18
августа
2019

«Сталинград»: Есть лишь любовь, и есть смерть

Сегодня в экраны страны вышел один из самых ожидаемых фильмов года: «Сталинград» Федора Бондарчука. Ждали очень многие. От язвительных рецензентов, оттачивавших чувство юмора ещё до премьеры на трейлерах с горящими солдатами, до зрителей, переживающих за российское кино. Первых понять трудно, вторых и понимать не нужно, ведь всем известно, что если это первый российский фильм с настоящим, а не вымученным на постпродакшне 3D, что если это ещё и IMAX, что если это, в конце концов, номинант от России на «Оскара» - то смотреть надо обязательно. Обозреватель Агентства национальных новостей задумался о том, обязательно ли смотреть «Сталинград» и, если да, то почему.

Чуть менее года назад на одном из англоязычных порталов некий американский кинокритик едко, но метко острил, комментируя лонг-лист «оскаровской» номинации «Лучший фильм на иностранном языке». За точность цитаты не ручаюсь, но анализируя претендента от России, а это, кто не помнит, был «Белый тигр» Карена Шахназарова, рецензент писал так: «У русских есть странность: из года в год присылать на «Оскар» фильм про Вторую Мировую. Не побеждают, но всё равно упорно снимают и присылают».

В этом году на «Оскаре» нас будет представлять опять фильм про Великую Отечественную войну. Плохо это или хорошо – тот ещё вопрос. «Сталинград»-то фильм неплохой и даже симпатичный, но на «Оскара» не тянет. Снят прекрасно, но не это ценится американской Академией. Актёры – все как на подбор молодцы, но теряются на фоне картинки. И Фёдор Бондарчук вдруг (точнее, наконец-то) показал себя как крепкий профессионал и талантливый режиссёр, но осознают ли это академики? Они-то вряд ли следили за его творческой судьбой. Но самое странное, что если посмотреть все рецензии, все посты и микроблоги, все начинают писать о «Сталинграде» примерно по следующей схеме: «Оскар», IMAX, сюжет, Бондарчук.

Эта схема заразительна, поэтому продолжим, отбросив бессмысленные «оскаровские» прогнозы. На очереди IMAX. Да, конечно, картинка соответствует ожиданиям. Не только потому, что Максим Осадчий – один из самых талантливых операторов в России, но и ещё отличный стилист. В ранних своих работах он ловко копировал приёмы, подсмотренные у западных клипмейкеров, а в «Сталинграде» он цитирует кадры из лучших фильмов последнего времени. Кровь – как у «300 спартанцев» и телесериала «Спартак». Трясущаяся картинка с тщательно проработанным на компьютере задним планом – как у Спилберга. Рапид – как сейчас принято, ловкий, с крутящим моментом, и даже слишком много (замедленно закуривающий немец – это уже явный перебор). За 3D отвечали иностранные специалисты, поэтому тут вообще не придраться, а то, что снято, вроде бы, не на камеры IMAX – так кто же в этом разбирается! Главное – красиво и профессионально снято.

Но в этом разбираются китайцы, потому что количество IMAX-кинотеатров в Китае – как у нас простых двухмерных. И тут надо ещё иметь в виду то, что, судя по интервью с создателями «Сталинграда», производители фильма имеют большие виды на китайский рынок. Стратегия правильная, сейчас в мире так все делают, но представьте себе кино, в котором бы главное действие происходило, допустим, в Поднебесной, где сюжет толкался среди реплик пятерых, скажем, китайцев. Пойди отличи их одного от другого! В «Сталинграде» та же проблема даже для российского зрителя: нескольких перепачканных солдат, защищающих дом на пути у фашистских танков, трудно различить в течение одной трети фильма. Бондарчук каждого из них снабдил яркими, почти комиксными, признаками для идентификации. Один – простоватый остряк, другой – молчаливый певец, третий – стеснительный и добрый, четвёртый – Андрей Смоляков, пятый – Петр Фёдоров. С девушками проще: есть чёрненькая (она живёт в этом проклятом доме, который немцы собираются снести, потому что он мешает им попасть в Индию), есть беленькая (она живёт недалеко, у неё всё непросто, и её все не любят).

Есть твёрдое ощущение, что фильм так и снимался: по принципу «чёрненькая» и «беленькая». На каждую по истории. Первая, центральная по факту, история элегантно начинается на Фукусиме, где российские МЧС-совцы ведут работы по спасению немецких туристов, узнают историю про пятерых отцов, и отсюда же берёт начало фильм непосредственно про войну и наших солдат в уже упомянутом доме. Этот сюжет – главный, в нём мало действия, вишенкой в нём становится день рождения Кати (это которая чёрненькая) с аллегорическим тортом и не менее аллегорическим купанием в ванной. Чем всё закончится, понятно с самого начала, и знание того, что дом будет взорван, является не спойлером, а данностью. Во-первых, Бондарчук, как известно, любит большие взрывы, и, во-вторых, схожий сценарный трюк «в общем, все умерли» был использован им в своём дебюте «9 рота».

Вторая история внутри фильма интереснее. Немецкий офицер Кан (переплюнувший всех российских актёров Томас Кречманн) хочет разгромить тот самый дом и любит «беленькую» Машу, выглядящую точь-в-точь, как жена офицера. «Беленькая» не может сказать ни «да», ни «нет» не только из-за языковых сложностей, но и из-за более глубоких проблем. Кан философствует о тяге русских к насилию из-за мести, но ближе к концу фильма сам превращается в орудие мщения.

Тут есть о чём подумать, есть о чём говорить. Это уже не горящие солдаты, из-за сцены с ними в телевизионном тизере многие начали плеваться ещё до премьеры фильма, думая, что это очередное метафорическое высказывание в стиле «Утомленных солнцем – 2». А между тем, если серьёзно рассуждать, «Сталинград» является ничем иным, как реабилитацией Самого Обруганного Фильма Михалкова. Это ещё одно доказательство, что в XXI веке нельзя говорить о Великой Отечественной языком классиков, надо придумывать новые языки, новые культурные коды и духовные скрепы. Так что горящие солдаты тут ни при чём, и спорить: могут ли или нет гореть люди – глупость ужасная, как и разговоры, получит Бондарчук "Оскара" или нет.

Между дебютным полным метром Бондарчука «9 рота» и «Сталинградом» - гигантская пропасть. В первом фильме было слишком много эго режиссёра. «Сталинград» - несмотря на военную тематику - пропитан любовью. Любовью к, простите, Родине, к истории, к актёрам, к осветителям, к декораторам, к пиротехникам. И вот здесь кроется главная проблема фильма. Дело в любви. Всё настолько красиво, что не страшно. Нас пугают трёхмерными фрицами, а мы не понимаем, зачем их нужно бояться. Нас засыпает пеплом и пылью, но так стильно, что кажется, что это новогодний снег. Ожидаемый взрыв дома не становится трагедией, и никого не жалко. Даже руины выглядят как декорации дорогого видеоклипа. А начинали-то Михалков и Осадчий именно с них, с клипов. Это не плохо, Дэвид Финчер тоже с клипов начинал и на «Оскара» тоже номинировался. Это нормально, как и певица Земфира, поющая на конечных титрах «Легенду» Виктора Цоя. Это такой культурный код, новый.

МОСКВА, Корр. АНН Родион Чемонин.








В Москве откроется уникальный парк миниатюр
17.06.2019 23:08 В Царицынском парке начнет работать выставка «Россия в миниатюре». В экспозиции будут представлены 80 самых известных российских достопримечательностей, выполненных в масштабе 1:50, — от Московского Кремля до моста на острове Русский во Владивостоке. Посетителям парка представится возможность увидеть всю красоту дворцов, церквей, замков, памятников и других архитектурных памятников нашей страны.

Российские звезды выйдут на красную дорожку первого международного молодежного Art-фестиваля Star Wings
16.08.2019 14:00 Оксана Федорова, Галина Данелия, Анна Семенович, Елена Цуканова, Анастасия Стоцкая, Елена Захарова, Михаил Богдасаров, Борис Грачевский и другие представители культуры и шоу-бизнеса прилетят 20 и 21 августа в Геленджик на первый международный фестиваль культуры и искусства Star Wings.

 Главные новости 
 Политика 
 Экономика 
 Безопасность 
 Криминал и право 
 Народные новости 
 Культура 
 Религия  
 Технологии 
 Спорт 
 Здоровье 
 За рубежом 
 Все новости 
Поиск Карта сайта Личный кабинет Наверх
Copyright © 2005-2019Информационное агентство «Агентство национальных новостей»
Учредитель: Автономная некоммерческая организация Институт экономических, правовых и социально-политических исследований
Адрес редакции: 119121, г. Москва, Смоленский б-р, д. 11/2
Свидетельство о регистрации СМИ: ИА№ФС 77 – 70168 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 21.06.2017 г.
Настоящий ресурс может содержать материалы 18+
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях.
При полном или частичном использовании материалов ссылка на annrus.ru обязательна.

Rambler's Top100