![]() |
![]() |
Сотни оловянных солдатиков выстраивает Михаил на столе перед нами. Полк за полком. Кажется, еще минута – и грянет барабанная дробь, зазвучат призывно трубы и вся эта рать двинется в бой. Можно даже разглядеть лица солдат: они напряжены и выражают суровую готовность к бою.
Любимая тематика коллекционера - период эпохи Наполеона. Личность Наполеона с детства вызывала интерес и уважение у Михаила, а потом ему встретились люди, увлекающиеся наполеоникой.
Самая первая фигурка, которую он сделал, - был негр-литаврщик французского гвардейского полка. Привлекло в ней то, что полк был европейский, а негры там встречались редко. Но фигурка не сохранилась. По мере того, как мастерство росло, Михаил первые опытные фигурки, хоть и с сожалением, но отправлял на переплавку.
«Технического превосходства не было ни у одной из армий, - считает Михаил. - Ружья и у французов, и у русских стреляли на
Особнячком от оловянных солдатиков стоит в коллекции фигурка женщины-боевика. «Это не полностью моя работа: отливка чужая, - признает мастер. - У меня все фигурки были мужские, вот и захотелось разбавить как-то мужскую компанию. Мой товарищ назвал фигурку Military gerl. Скорее всего, это героиня какого-нибудь боевика. Среди коллекционеров существует даже целое направление: «Герои фильмов». Например, та же Жанна де Арк будет вылеплена такой, как ее сыграла Мила Йовович. Но я к этому направлению не принадлежу. Мне важнее соблюсти историческую достоверность».
Работа над каждой фигуркой занимает у Михаила в среднем около месяца. Собирается исторический материал, делается эскиз, потом эскиз загоняется в масштаб.
Сначала фигурка лепится из пластика и запекается в … духовке. А затем форма отливается в металле и доводится до идеала штихелями (резцами по резке металла). Краску мастер использует импортную, специально предназначенную для покрытия всевозможных моделей. Кстати сказать, раньше гражданский костюм часто следовал моде, которая зарождалась в воинских кругах. Например, фрак, мода на который не проходит до сих пор, - это трансформированный мундир Наполеоновской эпохи.
В униформе военных масса мелких деталей, которые надо воспроизвести, не ошибившись ни с формой, ни с цветом. Взять знаменитую наполеоновскую двууголку. Этот дешевый головной убор, который не защищал от ударов и осколков, имел две канавки, и они, как "водосточные желоба", сливали дождь на его владельца. Со временем высота полей увеличивалась, причем заднее поле было шире и выше переднего, что являлось веяньем того времени.
Носили шляпу "эн баталь" т.е. поперек головы и "el colonne" - вдоль головы в колонне. Она была из черного фетра с обшитыми черным галуном краями и просуществовала с королевских времен практически без изменений, кроме некоторых, соответствовавших новой революционной моде.
Трехцветная кокарда крепилась с помощью авроровой петлицы и маленькой форменной пуговицы. Ротный помпон выполнялся из шерсти и крепился к металлической основе, которая вставлялась в небольшой карманчик на шляпе под кокардой.
В военное время на тулью шляпы надевали каркас из вороненого железа, для облегчения его изготавливали из полос, сваренных между собой, но существовали и цельнометаллические образцы. Каркас имел форму тульи шляпы и предназначался для предохранения головы от ударов, в обиходе его называли secrete (секрет).
Петлицы и "шпалы" были различных цветов - черные, белые, желтые, оранжевые. По углам были кисточки - красные, у офицеров либо золотые, либо серебряные.
Необходимо отметить, что наблюдалась общая тенденция к увеличению полей шляпы вверх. В походе на шляпу надевали вощеный чехол.
Носили пехотинцы Наполеона и кивера.
Изготовителю фигурок важно не ошибиться в хронологии - мундиры линейной пехоты к 1812 году изменились и стали приталенными, фалды узкими и гораздо короче, чем на мундирах, которые носили в 1800-1806 годах.
В апреле 1806 года было издано предписание, касающееся шинелей: они вводились для всех чинов пехоты, могли быть одно - и двубортные, от бежевой до темно-коричневой расцветки. Элитные роты должны были носить на шинелях эполеты, снятые с мундиров. В свернутом виде шинель носилась на ранце.
Увлечение Михаила возникло еще со школьной поры: «Я тогда в восьмом классе учился. Случайно посмотрел передачу «Мир увлечений». Рассказывали о творчестве московского художника Петра Космолинского. Показали, как он у себя на кухне мастерит оловянных солдатиков. Я написал письмо на телевидение, и через некоторое время мне от художника пришел ответ. Как оказалось, в Москве уже давно существовал любительский клуб. Члены клуба поделились со мной технологией, ответили на мои многочисленные вопросы».
В советское время литература была посвящена в основном советскому периоду истории, и поэтому приходилось доставать заграничные книги, иногда даже в перепечатках.
Все фигурки в основном металлические. Высота их, как и положено по европейским стандартам, около
Заветная мечта Михаила теперь - попасть во Францию, чтобы увидеть в одном из музеев очень большую диораму «Битва при Ватерлоо»: на одном поле размещено 12 тысяч оловянных фигурок. А в Севре, предместье Парижа, каждый год проходят выставки оловянных солдатиков, на которые съезжаются коллекционеры со всего мира.