ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО
  
08
декабря
2022

Яков Костюковский: Дело Копцева – прецедент для применения закона

21.08.06 14:03

Судом первой инстанции минувшей весной Копцев был осужден на 13-летний срок заключения в колонии строгого режима. Нынешний судебный процесс вызван протестом пострадавшей стороны. Пострадавшие, свидетели, а также вся еврейская община не удовлетворены тем, что преступник, старавшийся убить девять прихожан и сотрудников синагоги, осужден не по надлежащей статье УК РФ. Они требуют осуждения Копцева по статье 282 УК, которая предусматривает суровое уголовное наказание за разжигание межнациональной розни и оскорбление национального достоинства.

Верховный суд РФ минувшей весной удовлетворил поданное ими ходатайство. Высшая судебная инстанция России обязала тот же суд провести процесс над Копцевым в новом составе. Федеральный судья Андрей Зубарев, прокурор Дмитрий Коренев, прежние защитники потерпевшей стороны Вадим Клювгант, Виталий Хавкин, и новые адвокаты обвиняемого Разия Сарибжанова и Константин Фетисов участвуют в нынешнем процессе. Он идет в том же здании Мосгорсуда на ул. Богородский вал, 8, в зале № 421, где состоялось первое рассмотрение дела.

По окончании третьего дня процесса обозреватель Агентства Национальных Новостей взял эксклюзивное интервью у одного из потерпевших прихожан синагоги на Большой Бронной, 6. Интервьюируемый Яков Костюковский в тот день дал показания в суде.

- Большинство сограждан знают вас, уважаемый Яков Аронович, по делам – вы подарили нам сценарии десятков кинокомедий, среди которых "Кавказская пленница", известных фильмов, где снимались легендарные звезды экрана: Никулин, Вицин, Моргунов, Демьяненко, Крамаров, Этуш. Знаю: вы добровольцем ушли на фронт – значит, готовы были отдать жизнь в битве против фашизма, Гитлера... И вот вновь режут евреев, крича «Хайль, Гитлер». Это причина вашего выступления на процессе?

- Чудовищное злодеяние привело меня на этот суд. Я был участником обороны Москвы – мы бились против Гитлера. Я – еврей, и вырос в еврейской среде, но не патриархальной и не религиозной. В семье, которая с моей точки зрения верой и правдой служила России. Мой отец добровольцем ушел на Первую мировую войну, и защищал страну, где родился, достойно: был награжден Георгиевским крестом. Мне редко приходилось выступать на судебных процессах, как это было в минувший четверг. Тем более, что я поставил целью жизни доставлять людям радость своими комедиями.
Почему же я считаю необходимым быть здесь, на таком суде? Дело суда - определить меру наказания за покушение на жизни девяти людей, от ножевых ранений непосредственно пострадавших. Но я счел долгом своим вмешаться в то, что считаю несправедливым.

- Но что именно представляется вам несправедливым?

- Что в отношении Копцева было отменено обвинение в разжигании межнациональной ненависти. Потому как то, что произошло с тех пор – неважно, хотел того, добивался ли сам Копцев – чувство национальной вражды, взбудораженное им, значительно возросло. Ощущаю это потому, что нередко бываю во многих еврейских местах. В МЕОЦ – Московском еврейском общинном центре и синагоге в Марьиной роще. В Еврейском культурном центре на ул. Ульяновская, 51. В Московской хоральной синагоге в Спасоглинищевском переулке. И, естественно, там, где произошла трагедия, – в синагоге на Большой Бронной, 6. Нередко я также бываю и в еврейских школах, других учебных заведениях. Поверьте старику: повсюду ныне – совершенно другая атмосфера.

- Что же, вы думаете, будто бы именно совершенное Копцевым злодеяние действительно вызвало такие изменения нравственного климата в еврейском сообществе столицы России?

- Да, именно нападение Александра Копцева на евреев в синагоге. Знаете, я бываю именно в этом храме на Большой Бронной чаще, чем где-либо. Хотя я и не религиозен. А бываю я там потому, что учу Тору – Пятикнижие Моисея, так называемый "Ветхий завет" Библии. Изучаю я Тору как величайший литературный памятник человечества. И считаю, что каждый человек должен хорошо знать эту Книгу Книг. И мои походы в эту синагогу связаны с тем, что там нас учит постигать ее замечательный преподаватель Торы – раввин Ицхак Абрамович Коган, который ее прекрасно знает. Как, к слову, и современную жизнь, причем, не только у нас, в России. Так вот, для меня было радостью каждое посещение той – моей! – синагоги. И эта радость закончилась после поступка Копцева.

- Почему – пожалуйста, поясните?

- Дело даже не в том, сколько людей посещают это храмовое здание, где пролилось столько крови из-за того, кто ныне под судом за свое злодейство. Дело в том, что там царит теперь атмосфера страха. Дело в том, что те, кто туда ходит, теперь уже очень серьезно опасаются: а не повторится такое же ужасное событие, не случится ли чего похлеще? Заметил я также, что и сам наш раввин Коган тоже изменился... Он – попробую выразиться точнее, и пусть он простит меня – в некотором роде немало потерял в "Радости изучения Торы", которая прежде неизменно присутствовала. А ведь должно быть наоборот – радость должна только возрастать по мере продвижения в познании великой этой книги.
А вот другой пример, отвечающий на ваш вопрос. Пару дней назад была отмечена скорбная годовщина - 65-летие расстрела тысяч людей, в основном евреев, в Бабьем яре, под Киевом. В честь этой печальной даты в Москве собралась общественность. Я счел необходимым пойти тоже, поскольку посчитал, что семеро моих родственников там погибли. Пошел тем более, что почтить память погибших собрались в моем родном доме – Центральном доме литераторов, в ЦДЛ, куда хожу уже 60 лет. И знаете – я не узнавал его! Металлоискатели-рамки, через которые обязательно каждый проходил, бдительные охранники на входе ощупывали вещи. И когда я задал одному из них вопрос: почему все так строго? – он в свою очередь удивился. И спросил меня: а вы что, не знаете, что сегодня у нас будут много евреев, и разве не помните, как напали на них в синагоге?

- То есть, вы хотите сказать, что, не смотря на то, что прошло уже семь месяцев с того дня, как Кобцев напал на прихожан синагоги, впечатления об этом событии не стерлись из памяти членов еврейской общины Москвы?

- Более того – они ударяют во всех нас сегодня, сейчас. Межнациональные отношения – дело чрезвычайно деликатное, тонкое. Да при всем том, еще и недостаточная чуткость в этой сфере откликается долго-долго. Чуть только затронь грубовато, пусть даже тихим шепотком – и неизбежно в ответ громогласное эхо будет тысячекратно откликаться. Я это и на себе испытал, когда писал сценарий для съемки фильма "Кавказская пленница". У нас возникла задача тонко соблюсти чувства национальной гордости, традиций – безотносительно от того, русских ли, еврейских, татарских, горских. И чтобы никто из кавказцев – режиссеры, артисты, исполнители трюков – не обиделся. Извините за нескромность, но уж эта часть работы нам удалась. Никто не обвинил нас в каком-либо ущемлении, оскорблении – никто не обиделся. Вот потому-то, что каждый представитель определенного народа вправе отстаивать свое человеческое, национальное достоинство от унижений и оскорблений, я и чувствую себя потерпевшим от поступка Копцева.

- Я был очевидцем того, как вы попросили на суде учесть это, и привели слова Юлиана Тувима, которые мне не удалось расслышать. Подскажите, какие?

- Замечательный польский поэт ХХ века, к слову, еврей по происхождению, сказал – как никто прежде – ясно: "Неважно, какая кровь течет в жилах – важно не проливать". И еще я попросил высокий суд учесть все необходимое для того, чтобы в результате данного – чрезвычайно важного для нынешней и будущей России процесса – не вызвать в народе, не приведи Господь, чувств национальной вражды, какую попытался разбудить, растравить Копцев. Национальная вражда выражается обычно в действиях. И главное в том, что я вижу результат его попытки. Что сама духовная атмосфера даже в школах наших, да и в других национальных учебных заведениях была происшедшим растревожена. Если не сказать определеннее – все сдвинулось, резко пошло к боязни, к страху – за детей, родных, друзей, за свою собственную жизнь в конце концов.

- Но у российских евреев появилась все же уверенность, что они в России – не чужие. У них есть, наконец, школы, где изучают историю, культуру, язык народа, религию. Появилась же уверенность, что нынешнее государство всею своею мощью убережет столь небольшую ныне еврейскую общину страны, не так ли?

- Конечно, можно сказать и так. Как можно констатировать и то, что к гонениям евреи за последние 3000 лет привыкли. Справедливо отметить также, что в последние годы после перестройки евреи России стали отвыкать от страха. Но теперь, с 11 января, после копцевского ножа, ударившего в каждого еврея, все резко изменилось.

- И все же: почему вы лично из-за этого события сочли себя униженным именно как еврей?

- Безусловно потому, что именно это я очень остро, чрезвычайно болезненно чувствую. Я не даю развиться этому унынию, чтобы не довести себя до... – ведь мне уже немало лет. Но бесспорно то, что я – унижен.

- Во время процесса адвокат спросил вас: "Кто был объектом нападения Копцева"?

- Я считаю: не "кто" а «что». Знаете ли, я пытаюсь силой своего небогатого воображения представить: что это было? Ну, произошло нападение одного ворвавшегося с оружием – на верующих прихожан, даже на женщин, которые, к счастью не были порезаны. Вот что важно: нападавший, резавший, никого из тех, кто попался ему под нож – не знал. Но тогда – почему он их всех резал, стараясь до смерти зарезать, убить? Да только лишь потому, что это – лица определенной национальности!

- Вы делаете вывод, что для подсудимого важна была именно национальность этих людей? Что он считает, что всех ее представителей надо вот так – резать, искоренять?

- Именно так и есть. Люди должны были оказаться зарезанными только потому, что они – евреи.

- На суде были оглашены свидетельства нескольких потерпевших, которым звонили с угрозами: дескать, уезжайте, других попросту запугивали частыми подобными звонками. Да и к синагоге подходили группы молодых людей, скандировавшие антисемитские лозунги. - Как по-вашему: проявляются ли последствия содеянного в синагоге Копцевым – вот теперь, сейчас, на бытовом уровне?

- Отвечу на своем горьком опыте – и на суде не скрыл правды: я сам получил несколько подобных звонков. Как ни странно – женский голос мне сказал по телефону с некоторым даже сожалением: "Что же это вы, Яков Аронович, – зачем лезете в этот процесс? Не надо – иначе нам придется отправить ваш труп в Израиль". Мне пришлось ответить: «Спасибо, это великая честь – быть похороненным на Святой земле, да и на транспорте я сэкономлю»
Были времена государственного антисемитизма у нас в СССР - "дело врачей-убийц", роспуск Еврейского антифашистского комитета с убийствами его членов – артистов, поэтов, писателей, ученых. Затем пошли антисемитские мерзости под флагом «антисионизма». Скончался Советский Союз, дело антисемитизма пошло под гору. Была у меня надежда, что у нас в стране «еврейский вопрос» постепенно сходит на убыль. Что русские евреи обретают в последнее время истинное полноправие во всех смыслах – несмотря на всякое непотребство. Но дело Копцева заставило меня разувериться в своих надеждах и чаяниях.

- Что значит для вас этот процесс, почему все же вы в нем участвуете?

- Очень важно, чтобы чувство вражды к людям определенной национальности было осуждено справедливым и милосердным судом у нас, в России, в соответствии с законодательством нашего государства. Может быть это – важнее срока наказания, который получит обвиняемый. Я не терял надежды на улучшение в сфере межнациональных отношений – вплоть до возникновения дела Копцева. Этот молодой человек годится мне в правнуки. Я вовсе не жажду, чтобы его засудили на какой-то огромный срок – жажду справедливости! Мне важно не менее и то, что он пришел проливать кровь в священный для иудеев храм, где молились совершенно незнакомые ему люди: попавшихся под руку он резал, разя ножом направо и налево. Стариков, сотрудников благотворительной синагогальной организации, он убивал с криком "Хайль, Гитлер". Каково дожить до этакого у нас, в России мне, ветерану войны с гитлеризмом, с фашизмом?

- На вопрос защитника, нанес ли подсудимый ущерб, урон нашему государству, вы ответили: "Безусловно, да. Несмотря ни на что, я считаю наше государство ведущим интернационалистическую внешнюю и внутреннюю политику. А такие поступки, какой совершил Копцев, сильно влияют на престиж страны в целом, роняют его – и это мне больно, как гражданину России, любящему свою родину".

- Да, вы абсолютно точно записали. Такие именно слова я и сказал. Причем, считаю, что выразил чувства, испытываемые всеми в нашей общине русских евреев. И добавил, что всех нас не устраивает главное – что не применена по отношению к этому подсудимому статья 282 УК РФ, карающая за разжигание межнациональной розни, за унижение, оскорбление национального достоинства. А уж срок отбывания им наказания именно за это пусть определит суд. Главное – осудить это явление. Притом, нам ничего не надо изобретать: все нужное для осуждения включено в статью, которую суд первой инстанции не применил. Дело Копцева – ярчайший прецедент для применения закона об уголовной ответственности за разжигание межнациональной неприязни, ненависти. Российское общество – и важно, что не только евреи и близкие им люди! – ждет, чем кончится этот суд.








В Госдуме разработан законопроект о ежегодной предновогодней выплате пенсионерам
16.12.2021 12:18 На заключение в правительство направлен законопроект "О ежегодной предновогодней пенсионной выплате", разработанный Комитетом Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов. "Предновогоднюю" пенсию предлагается выплачивать всем российским пенсионерам - как неработающим, так и работающим, а также тем, кто получает пенсии по государственному пенсионному обеспечению и военные пенсии. "При этом предновогоднюю пенсионную выплату предлагается установить в размере получаемой гражданином пенсии на дату предоставления ему данной пенсионной выплаты", - отмечается в пояснительной записке к законопроекту.

В Театре им. Вахтангова вручены премии «Звезда Театрала»
06.12.2022 13:49 5 декабря на сцене Театра им. Вахтангова в юбилейный 15-ый раз состоялась торжественная церемония вручения единственной в России зрительской театральной премии «Звезда Театрала», ведущие которой Александра Урсуляк и Андрей Заводюк объявили имена лауреатов.

 Главные новости 
 Политика 
 Экономика 
 Безопасность 
 Криминал и право 
 Народные новости 
 Культура 
 Религия  
 Технологии 
 Спорт 
 Здоровье 
 За рубежом 
 Все новости 
Поиск Карта сайта Личный кабинет Наверх
Copyright © 2005-2022Информационное агентство «Агентство национальных новостей»
Учредитель: Автономная некоммерческая организация Институт экономических, правовых и социально-политических исследований
Адрес редакции: 119121, г. Москва, Смоленский б-р, д. 11/2
Свидетельство о регистрации СМИ: ИА№ФС 77 – 70168 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 21.06.2017 г.
Настоящий ресурс может содержать материалы 18+
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях.
При полном или частичном использовании материалов ссылка на annrus.ru обязательна.

Rambler's Top100