ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО
  
21
января
2021

МАКС-2007: Любимый самолет воздушных асов России весит всего 300 килограмм


23.08.07 11:45


Мини - МАКС

Некоторый дефицит премьер нынешнего МАКСа с лихвой искупила активность представителей так называемой «малой авиации». В этом году небольшие, а то и просто крохотные летательные аппараты заняли до половины взлетной полосы, на которой по традиции под открытым небом выстраиваются «экспонаты» авиасалона. В итоге образовался еще один авиасалон – настоящий мини -МАКС. А рекорд миниатюрности принадлежит ЛА «а ля Карлсон»: силовой агрегат крепится за плечами, поднимается крыло, разбег бегом на расстояние 5-7 метров – и вы в воздухе! Конечно, подобные полеты лучше всего проводить при полном штиле, боковой порыв ветра может оказаться роковым ... Зато – сколько эмоций и удовольствия от полета! Да и цена вне конкуренции – порядка 50 тыс. рублей. Неудивительно, что этот «экспонат» пользовался заметной популярностью уже в первые дни работы МАКС-2007, когда сюда допускались преимущественно специалисты.

Конструкции летательных аппаратов малой авиации поражают невиданным буйством фантазии. «Ан-2» на поплавках, сельскохозяйственный самолет «Фермер», автожиры самых необычных конструкций, крохотные вертолеты высотой с человека и при этом рассчитанные на двух пассажиров, загадочный «ПарАвоз», который летает как паралет и ездит как мото-трайк, планеры и мотопланеры, и многие другие летающие конструкции, оригинальность которых правильнее выразить языком цифр и чертежей, нежели выражениями обычного газетного стиля.

Характерна одна особенность: практически все без исключения счастливые обладатели этих летающих экспонатов с энтузиазмом уговаривали меня при случае подняться на них в воздух. «Удовольствие ни с чем не сравнимое, - утверждали они. - Такой полет вы не забудете никогда!» Перешагивая через иные летающие конструкции, похожие на игрушечные модели, мне оставалось только охотно с этим мнением соглашаться, но вежливо от полета отказываться. Но даже на этом красочном экстравагантном фоне один ЛА выделялся особо.

Экономичнее «Жигулей», шикарнее вертолета

Прежде всего, внимание посетителей привлекает необычная форма этого самолета - этакая летящая вперед капля, подвешенная к широким крыльям. А на хвостовом оперении бросаются в глаза девять золотых звезд. Оказалось, передо мной знаменитый в авиационном мире – и большом, и малом – самолет «Сигма-4».

Масса пустого аппарата – всего 340 кг, взлетная – 560. Максимальная скорость - 200 км/ч, минимальная - 70, крейсерская – 170. Дальность – 650 км! Но самый удивительный показатель – расход топлива: 8,9 л на 100 км. То есть, учитывая траекторию движения «Сигмы», она значительно экономичнее, скажем, «Жигулей» пятой модели. Не говоря уже о том, что по воздуху добираться до места как минимум раза в три быстрее, чем по земле. А это уже серьезная заявка на конкуренцию с мировым автопромом, как монопольным производителем транспортных средств, предназначенных для индивидуального передвижения.

Но главный козырь «Сигмы», по мнению ее создателей, все-таки в другом. Обзор из кабины этого самолета – шикарнее, чем из любого другого летательного аппарата, включая вертолет. Разве что дельтапланеристы могут похвастаться более широким кругозором, но там в лицо с силой бьет холодный ветер. А здесь пилот находится в уютной каплевидной кабине, специально предназначенной для того, чтобы в полной мере насладиться полетом и красотой, которая открывается человеку с воздуха.

Эту особенность, а также необычную управляемость маленького самолета оценили самые большие, самые известные пилоты страны. Многие признавались, что именно «Сигма» - их любимый самолет, позволяющий наиболее полно пережить ощущение полета. А девять звезд «на борту» «Сигмы» означают: за штурвалом этого аппарата побывали девять воздушных асов нашей страны, удостоенные звания Героя России.

В нынешней авиации не принято говорить о романтике. Но именно для того, чтобы испытать непередаваемое ощущение полета, и поднимались в воздух все настоящие летчики. Именно полет – это первичное и настоящее. Первым делом – самолеты, потом – девушки, а уже затем – бизнесы, контракты и презренный, никогда не бывший крылатым, металл. Самое удивительное, что все эти простые истины прекрасно помнят и чтут в такой «меркантильной» стране, как США. Но, похоже, в последнее время стали забывать в России.

Аристократия XXI века

Пару месяцев тому назад в командировке в один из небольших городов в европейской части России я обратил внимание на небольшой современный вертолет на стоянке в местном, давно неработающем аэропорту. Заметно было, что геликоптер явно иностранного происхождения, в неплохом состоянии, но давно уже не поднимался в воздух. Местные парапланеристы, в прошлом – военные летчики с солидным стажем, рассказали мне печальную историю бесславно застрявшего в провинциальном российском городе летательного аппарата.

Вертолет принадлежит местному «олигарху», владельцу и директору самого успешного и крупного местного промышленного предприятия. До распада Союза этот предприниматель, назовем его Петровым, как и многие другие горожане, летал в Москву и Питер, а также другие крупные города, самолетами «Аэрофлота» из местного аэропорта. После того, как аэропорт по экономическим причинам был закрыт, летать стало не на чем, и «олигарх» не для развлечения, а по насущной деловой необходимости купил себе крылатую машину, чтобы оперативно решать в столицах важные производственные вопросы. И вот однажды в одной из столиц его под белы рученьки и «приняли» силы ОМОНа, несмотря на то, что полет, как и полагается, был за день оформлен и подтвержден во всех инстанциях. Невзирая на положение и заслуги, Петрова отвезли для дознания и отпустили не сразу. История умалчивает о том, какую воспитательную цель преследовала эту спецоперация. Может быть, сам Петров набедокурил, а может ОМОН ошибся. Так или иначе, но тот памятный вояж оказался последним, и по столицам местный «олигарх» теперь разъезжает наземным транспортом. В итоге, по его расчетам, так получается быстрее.

Вспомнил этот случай, когда разговаривал с участниками мини -МАКСа. Практически каждый из них может рассказать подобную историю, а то еще и «покруче». Но оптимисты надеются на то, что когда-нибудь им все-таки откроют небо, упростив процедуру разрешения на полет, как в США и других странах, где эта процедура носит не разрешительный, а уведомительный характер. Пессимисты возражают, что «у нас никогда ничего не изменится», и поднимаются в воздух по-тихому, по-партизански, на свой страх и риск.

Итог извечного российского спора оптимистов и пессимистов подбивает статистика. В России частных летательных аппаратов всего около 3000 штук, а в реестре Федерации любителей авиации России (ФЛА) - около 1000. Для сравнения, в США количество частных летательных аппаратов в личном владении - около 250 тысяч. Там эта «забава» давно уже превратилась в высокодоходную отрасль: только ежегодный объём налоговых сборов с малой авиации - около $4 млрд. Кроме того, рынок малой авиации создает полмиллиона рабочих мест. Именно в частных авиашколах готовится более половины всех профессиональных пилотов. И еще один характерный факт: эксперты утверждают, что после теракта 11 сентября полеты частной авиации были приостановлены во всем мире - кроме самих США.

Конечно, зарубежный опыт на российской земле никогда еще не давал положительных результатов без предварительной подгонки и отбраковки. Но согласитесь, что соотношение 3 к 250 впечатляет. Тем более, что когда-то, не так уж и давно, мы были не только одной из самых читающих, но и – летающих стран. И вдруг как-то неожиданно, превратились в страну преимущественно наблюдающих за полетами граждан. В том числе – и на великолепном - спасибо ему за это! – МАКСе-2007.

Фото автора









Новогодний подарок: Семьям с детьми до семи лет выплатят по пять тысяч рублей на ребенка
17.12.2020 22:35 Семьи с детьми к Новому году получат от государства еще по пять тысяч рублей на каждого ребенка до семи лет включительно. Это будет новогодним подарком детям от государства, сказал Владимир Путин в завершение большой пресс-конференции. Президент обратил внимание на то, что в ходе мероприятия его несколько раз спрашивали, планируется ли какая-то дополнительная поддержка семьям с детьми.

«Неадекватные люди 2» отправились в кинотеатры
19.12.2020 16:23 В кинотеатре «Каро 11 Октябрь» состоялась премьера одного из самых ожидаемых фильмов зимы, сиквела культовой комедии Романа Каримова «Неадекватные люди 2». 10 лет назад первая лента получила 5 призов кинофестиваля «Окно в Европу» в Выборге и затем завоевала любовь не только критиков, но и зрителей. По оценкам пользователей КиноПоиска «Неадекватные люди» являются одной из самых рейтинговых российских комедий последнего десятилетия.

 Главные новости 
 Политика 
 Экономика 
 Безопасность 
 Криминал и право 
 Народные новости 
 Культура 
 Религия  
 Технологии 
 Спорт 
 Здоровье 
 За рубежом 
 Все новости 
Поиск Карта сайта Личный кабинет Наверх
Copyright © 2005-2021Информационное агентство «Агентство национальных новостей»
Учредитель: Автономная некоммерческая организация Институт экономических, правовых и социально-политических исследований
Адрес редакции: 119121, г. Москва, Смоленский б-р, д. 11/2
Свидетельство о регистрации СМИ: ИА№ФС 77 – 70168 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 21.06.2017 г.
Настоящий ресурс может содержать материалы 18+
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях.
При полном или частичном использовании материалов ссылка на annrus.ru обязательна.

Rambler's Top100