07.06.07 17:18
6 июня, станция метро «Савеловская», восемь часов утра. Прямо из вагонов поезда пассажиры попадают в огромную «пробку» на перроне. В духоте и жаре, мокрые от пота, люди «черепашьим» шагом продвигаются к ленте эскалатора. Из четырех эскалаторов работает два – один на спуск, второй - на подъем. Чтобы выбраться из этой дикой толпы и глотнуть свежего воздуха на поверхности, путь от перрона до фойе занял у перепуганных пассажиров до получаса. Несколько десятков метров наверх превратились для многих людей, среди которых были старики и дети, в настоящую пытку.
Пассажиры так называемого «скоростного транспорта» российской столицы ругались, посылали проклятия, но – кому? Дежурным по перрону? Но те и сами метались, пытаясь хоть как-то «разрулить» опасную ситуацию. В итоге пошли на отчаянный шаг: пустили неисправный эскалатор. И если сегодня их привлечь к ответственности ( ведь неисправный эскалатор – это уже прямая угроза жизни людей, которые лишь по счастливой случайности не пострадали в этой давке), можете не сомневаться: они сделают удивленные лица. Мол, за что? Ведь мы только пытались исправить возникшую ситуацию.
Но повторимся еще раз: слава богу, что все обошлось. Не считая морального урона, который испытал каждый, оказавшийся в той невероятной давке у эскалатора.
Каждый день через «Савеловскую» проходит до 100 тыс. пассажиров. Сколько из них потеряли в этот день работу, лишились премии и зарплаты? На этот вопрос вам не ответит никто, работники метрополитена никаких справок не дают, а метро, как юридическое лицо, не несет ответственности за сбои в своей работе. Расстроенные пассажиры пытаются «качать права», но пошумят – пошумят, да так и уходят ни с чем.
Сегодня картину, подобную той, что была на «Савеловской» утром в среду, можно наблюдать ежедневно в десятках других «горячих точек» московского метрополитена: «Выхино» и «Планерная», «Проспект Мира» и «ВДНХ», «Новослободская» и «Менделеевская»… Да практически на любой узловой или конечной станции метро в «час пик», и в любой другой несчастливый час вы можете попасть в настоящую подземную «западню».
Наверху, если вам надоели пробки, вы можете припарковать машину и отправиться дальше пешком или на попутном общественном транспорте. Под землей вам деваться в прямом смысле слова некуда: вы в мышеловке. И часто выход наверх только в одном направлении. На «Проспекте Мира» вас с утра до вечера предупреждают по радио: пользуйтесь другими станциями или наземным транспортом. Но приезжие понятия не имеют, как добираться по земле туда, куда они едут в метро. Да и не всегда маршруты на земле и под землей совпадают с точностью.
Что же происходит с подземными магистралями столицы? Неужели и правда случился тот самый коллапс, который предрекал Москве начальник ее подземки Дмитрий Гаев? В пресс-службе Московского метрополитена в частной ситуации на «Савеловской» пытались обвинить ...самих пассажиров. Мол, какие-то хулиганы или вандалы – называйте, как хотите – сняли резиновый поручень с эскалатора. В итоге – авария, и один из двух работающих на выход эскалаторов пришлось остановить. Еще один находится в плановом ремонте с 27 марта. На выход работал лишь один эскалатор – вот и возникла людская «пробка».
Но в 8 отделении УВД на Московском метрополитене нам эту информацию не подтвердили: мол, не было там никаких злоумышленников, просто эскалаторы в метро все время ломаются. А на станции «Савеловская» нам сказали, что эскалатор сломался еще накануне вечером, за ночь починить не успели. Лишь к утру привезли нужные запчасти. Вот утром и началась давка.
Работники станции по-человечески сочувствуют пассажирам. Но и для них это дополнительный стресс. Кстати, на «Савеловской» нет медпункта, и если кому-то становится в толпе плохо, приходится вызывать «скорую», что случается практически каждую смену. Понятно, что если полчаса топтаться в толпе, репетируя предстоящий разговор с начальником, от этого никому не похорошеет. Плюс жара, духота. Не дай Бог, в такой ситуации сердце прихватит – никакая «скорая» в подземелье не успеет и никакой волшебник тебя наверх вне эскалатора не поднимет.
И прихватывает, и мучаются, и умирают. В дни аномального майского зноя СМИ бесстрастно сообщали, что из-за жары в Московском метрополитене умерло десять человек, в основном, пожилые люди, страдавшие сердечно-сосудистой недостаточностью и гипертонией. Констатировалось, что в вагонах температура воздуха достигает 35 градусов. И каждый день в столичной подземке теряют сознание 10 – 15 пассажиров.
Неожиданная опасность подстерегает москвичей и гостей столицы и на самом эскалаторе. Не зря в правилах пользования этим транспортным средством нас призывают быть внимательными при сходе с эскалатора: готовиться к нему надо заранее и не задерживаться на выходе. Однако в толкучке и жаре за 30 минут движения черепашьим шагом не до внимательности и осмотрительности. А если человек в момент схода с эскалатора упал, да на руки, он рискует остаться без пальцев. Ну, а о падениях на рельсы и вовсе сообщается регулярно. Когда доходит до объяснения причин, обычно говорят: самоубийство. Но обращает на себя одна особенность – почти все такие «самоубийства» происходят в «час пик».
30 октября 2006 года - мужчина упал на рельсы и погиб на станции «Пушкинская». Время - 08:20.
21 апреля 2006 года - «бросившийся» на рельсы станции «Тимирязевская» мужчина выжил. Время – около 18:00.
17 февраля 2005 года – мужчина скончался на месте, упав на рельсы на станции «Кантемировская». Время – 18:45.
30 января 2006 года - на станции "Парк культуры" на рельсы упала женщина, которая мгновенно погибла. Время – 09:44.
На сайте Московского метрополитена даже имеются полезные советы для тех, кто оказался в столь опасной ситуации: «Если Вы упали на путь не получив при падении серьезных травм и можете самостоятельно двигаться - Вам нужно встать и, не приближаясь к краю платформы, с которой Вы упали, быстро идти по ходу поезда к началу платформы. Ориентиром для Вас послужит черно-белая рейка, укрепленная на пути. Стойте за этой рейкой - Вы в безопасности! Ожидайте работника метрополитена, который выведет Вас из тоннеля.
Если при падении Вы получили травму или видите приближающийся электропоезд – лягте лицом вниз в лоток между рельсами головой к поезду (чтобы не задиралась одежда), пригните голову и постарайтесь не шевелиться. В этом случае поезд, даже и накрыв Вас, не причинит вреда.
Находитесь в таком положении до тех пор, пока машинист электропоезда или дежурный персонал не придут к Вам на помощь.
Ни в коем случае нельзя прятаться под край пассажирской платформы или пытаться самостоятельно выбраться с пути: вдоль края платформы проходит контактный рельс, на который подано напряжение 825 V, приближение к нему, а тем более касание - опасно для жизни.
Если на Ваших глазах человек упал на путь, нужно незамедлительно обратиться к любому работнику метрополитена на станции или передать информацию оператору ситуационного центра с помощью колонны экстренного вызова».
Неужели поездка в метро постепенно превращается в разновидность экстремального спорта, а пассажиру Эпохи Транспортного Коллапса остается только вооружиться этими полезными, и, без сомнения, профессиональными советами? Может быть, на входе в столичную подземку раздавать инструкции о правилах поведения в экстремальных ситуациях, все чаще и чаще возникающих под землей?
Наступление коллапса в метро начальник Московского метрополитена Дмитрий Гаев предсказывал еще полтора года назад. В конце ноября 2005 года на заседании по финансированию метро временной комиссии Совета Федерации по подготовке законодательных предложений по вопросам выполнения столичных функций он уже говорил, что, начиная с 2000 года, метро финансируется по «остаточному принципу», а протяженность линий Московского метрополитена на 80 километров меньше, чем того требуют нормативы. По заявлениям Дмитрия Гаева, единственное, что требуется – финансирование.
Но деньги деньгами, а постоянный, непрекращающийся ремонт эскалаторов на многих станциях метро загоняет людей под землей в тупик. Шаркаешь ногами по сантиметру в переходе и слышишь, как какой-нибудь сумасшедший шепчет тебе в ухо: «А если бомбу рвануть?» Шарахаешься от такого в ужасе, но слева, справа и сзади на тебя напирает, словно снежная лавина, толпа. Куда деться, как выбраться? А не приведи Господи, этот «умник» и в самом деле что-нибудь шарахнет? Подавим друг друга сотнями, тысячами.
И будем потом годами разбираться в судах, кто и почему не обеспечил нашу безопасность под землей?
Московская «подземка» ускоренно повторяет тот же путь, который уже проделал наземный столичный транспорт. Сначала увеличение транспортных интервалов общественного транспорта, потом «пробки», а нынче и вовсе стояние часами на каком-нибудь «кольце» или магистрали.
ЧП в метро на наших глазах становится нормой.