Новинка сезона в нынешнем году – фанерные фигурки детей, играющих в мяч, на обочинах самых оживленных магистралей Новосибирска. Это вовсе не перфоманс, а предупреждение водителям: осторожно, дети!
В целях предотвращения неожиданных реакций самих водителей при виде подобных раскрашенных фанерных макетов-силуэтов вдоль дорог расставлены рекламно-информационные щиты с напоминанием о начале летних каникул и необходимости сбросить скорость.
«Водители не имеют права наезжать друг на друга даже при виде этих фигурок – это фанерные дети, а если будут настоящие? – недоумевает на реакцию журналистов начальник Управления ГИБДД ГУВД НСО Сергей Штельмах. – Существуют правила насчет расстояния, которое должно быть между автомобилями на трассе» - добавил Сергей Викторович на сегодняшней пресс-конференции.
Масштабная рекламно-информационная компания началась и в СМИ, как правило, на местном телевидении – в форме специальных передач, исследующих проблемы, связанные с детским травматизмом на дорогах. Настало бить настоящую тревогу – считают специалисты. И это вовсе не связано с замечанием по поводу неблагоприятных ситуациях на дорогах Новосибирска, которое сделал первый вице-премьер Сергей Иванов во время недавнего визита в столицу Сибири.
По сравнению с аналогичным периодом в 2006 году в нынешнем году количество ДТП с детьми увеличилось на 26,7 процентов. Как правило, самые несчастные для дорожных происшествий месяцы – конец мая-начало июня (время отъезда детей на каникулы из города), конец-августа - начало сентября (приезд в связи с подготовкой к учебному году, соответственно), конец октября-начало ноября (гололед с первыми заморозками). Из дней недели травматичной считается пятница – когда уезжают на выходные, из времени суток – 17.00-20.00 – к концу дня у ребенка утомляется нервная система. В Новосибирске недавно даже создали фонд родственников пострадавших в авариях («Форпост») в целях уменьшения количества дорожно-транспортных происшествий с тяжкими последствиями путем пропаганды и работы с органами власти, СМИ, бизнесом и населением. В России это первая организация, пришедшая на помощь автоинспекторам. «Ни педагогов, ни родителей, по сути, не занимает проблема дорожного детского травматизма – никого, кроме инспекторов» - заметил главный детский ортопед Новосибирска Сергей Мацук. Органы госавтоинспекции, конечно же, остаются главными исполнителями в деле предотвращения ДТП. Созданы вертолетные подразделения, ведется видеонаблюдение на дорогах, ездит по дорогам передвижной наркологический автобус. И все же, как замечает исполнительный директор Фонда «Форпост» Елена Кардаш, в первую очередь, необходимо менять поведение людей, их сознание – «хороших дорог и усилий инспекторов недостаточно». Взрослые не внушают детям опасений по поводу опасностей, которые таят улицы. Родители не пристегиваются даже с малышами. «Они прячут детей под сиденья, чуть ли не в багажники засовывают» - у Сергея Штельмаха нашлось место даже черному юмору. Причем, штраф за отсутствие ремней безопасности составляет всего 50-100 рублей. «Именно столько стоит право погубить ребенка». Детских же кресел, в которых обязательно должны путешествовать в автомобилях дети до 12 лет, подростки просто стесняются. Однако, не стесняются угонять родительские машины – как отметили на пресс-конференции. С начала года резко выросло количество дорожных происшествий по вине подростков, катающихся на «угнанных» родительских авто. Более того, до сих пор не принят закон о скутерах – мини-мотоциклах. В Госдуме пока лишь рассматривается вопрос о внесении их в категорию регистрируемых транспортных средств. Также в этом году будет продолжено проведение профильных смен с организацией учебных фортпостов для подростков в оздоровительных лагерях. Так, накануне пресс-конференции в агентстве «Интерфакс» состоялось награждение юных инспекторов Новосибирска, занявших 3-е место на Всероссийской конкурсе юных дорожных инспекторов «Безопасное колесо». Справка АНН: По данным ГИБДД Новосибирской области, в январе-мае 2007 года на территории НСО произошло 983 ДТП, из которых 109 – с участием детей, что составило 11,1 % от общего количества ДТП. По вине водителей произошло 61,5 % ДТП с участием детей, по неосторожности самих детей – 40,4 %. В возрасте от 7 до 14 лет участниками ДТП становились дети в 52 % случаев, в возрасте 14-16 лет – 24 %, до 7 лет – также 24 %.